Шотландские танцы

    12.05.2009 09:28
    2978
    0
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    В Кэмдене гуляют все самые крутые, и даже у певицы Эми Вайнхаус есть там любимый паб The Hawley Arms, который было сгорел, но его уже восстановили, и он работает вовсю, как новенький.

    Совершенно неожиданно одной из кэмденских субкультур оказались и шотландские танцы кейли – поучаствовать в них нас пригласил шотландский коллега, который таким вот народным образом решил отпраздновать свой день рожденья. И вот, пока на главной кэмденской улице в одежде преобладали темные тона, логотипы рок-групп и татуировки, в подворотне буквально в двух шагах в зал под названием “Дом культуры Сесила Шарпа” входили дородные мужчины в килтах и с ними женщины, одетые более вольно.

    До того как в природе появились дискотеки, во всех деревнях и городках Шотландии (и Ирландии тоже) по пятничным и субботним вечерам проходили “кейли” – неформальные собрания граждан, на которых они беседовали, читали стихи, пели песни и рассказывали истории. Со временем разговорная часть потеряла актуальность, и слово “кейли” стало общим названием традиционных танцев. Мужчины танцевали в килтах и рубашках, а женщины в черных коротких юбочках и черных же колготках. Потом, с появлением неоновых прожекторов, хитов группы ABBA и диджеев, кейли ушли в глубокую тень и из популярного времяпровождения превратились скорее в оберегаемое культурное наследие. Практиковали эти танцы уже в основном только в глухих деревнях и школьных кружках. Но в наши дни на глазах происходит настоящий ренессанс: сегодня кейли – обязательная часть шотландских свадеб и больших праздников, студенты устраивают их в университетах, и, как выяснилось, даже лондонцы теперь хотят в этом участвовать.

    Дом культуры Сесила Шарпа изнутри оправдал свое название – он был похож на актовый зал в школе, со стульями вдоль стен и сценой посередине, на которой примостились музыканты. С музыкантами был и заводила, готовый объяснить собравшимся, что от них, собственно, требуется.

    Когда заиграли скрипки, флейты, дудки, бубны и аккордеон, стало понятно, что если просто так стоять и с любопытством разглядывать неуклюжие потуги остальных, то можно испортить атмосферу. Поэтому мы стали изо всех сил слушать, что говорит заводила, и пытаться воспроизводить те движения, которых он от нас добивался: встаньте в квадрат, мужчины слева, женщины справа, поводите хоровод в ту сторону, потом в другую, шагните туда, шагните сюда.

    Сначала некоторые пытались казаться грациозными, но вскоре танцы превратились в одно большое игрище. Движения получались не у всех, но благодаря более талантливым товарищам по команде общее впечатление со стороны должно было быть терпимым, или так нам казалось.

    После одного танца заводила быстро представлял следующий, и так прошло минут сорок, пока он не объявил всеобщую передышку. К огромной радости большинства было открыто окно, и тяжелый дух от наупражнявшихся тел стал покидать помещение.

    И в этот момент стало понятно, что пиво пьют далеко не все, а те, кто все-таки пил, делали это небольшими глоточками. Чтобы танцевать кейли, не нужно быть совершенно пьяным, и это показалось мне важным открытием. На обычной дискотеке в Лондоне пить алкоголь совершенно необходимо – непьющих там нет, а здесь на это занятие ни у кого не было времени. Глоточек воды – и снова на ноги, снова заводила зовет изведывать культурные достижения северных народов Британии.

    Вторым важным открытием вечера стал для меня возраст собравшихся. Лично я живу в городе с рыночной площадью, где нередко жители развлекаются фольклорными сборищами с музыкой и танцами, но в них участвуют либо люди за пятьдесят, либо дети, которых дразнят в школе. А здесь, в Кэмдене, в Доме культуры Сесила Шарпа с удовольствием водили хороводы представители дискотечного поколения.

    Кстати, Сесил Шарп – это известный музыковед, преподаватель и композитор, который в конце XVIII – начале XIX веков решил спасти народную музыку британских островов от вымирания и занимался тем, что ездил по деревням и селам и собирал фольклор. Всю эту информацию он издал и заархивировал, и в Доме культуры вам могут об этом многое рассказать. Равно как и о вопросе трусов под килтом. Оказывается, они непременно нужны. Утверждение об обратном – это миф, говорят шотландцы. А сами килты, как выяснилось, стали часто носить только в XIX веке, а вовсе не с начала времен, как кому-то могло показаться.

    Дом культуры Сесила Шарпа теперь моя любимая дискотека. Если будете в Лондоне – заходите, там танцуют не только шотландские танцы.

    За рубежом