Ночь без разврата

    09.11.2010 10:08
    2823
    0
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    Если это так, то Бремен должен быть по этому показателю чемпионом: здесь самое низкое в стране число людей, платящих так называемый церковный налог. Однако по сравнению с любым российским городом церквей тут много, как в центре, так и на окраинах, при церквях этих есть весьма активные и многолюдные приходские общины, и им хочется поведать окружающим о своей культурной и социальной деятельности. Для этого и проводится Ночь церквей. 

    Храмы в этот вечер открыты до двенадцати часов ночи и освещены праздничной подсветкой. С пяти часов в них начинаются концерты местной самодеятельности и выступления разных интересных людей. Например, во втором по важности, но, наверное, самом красивом храме города в промежутках между органными партиями за вечер успели выступить депутат Бундестага (от партии “Зеленых”), два бывших мэра (от социал-демократов), два университетских профессора, актер “Бременского отделения Шекспир-компани” (с чтением “Песни Соломона”), ну и, конечно, пара руководителей Евангелической церкви земли Бремен, к которой принадлежит община. А завершил вечер получасовой концерт очень хорошего классического гитариста.

    Другие храмы для привлечения публики больше налегали на концертные программы и прочие развлечения. Например, за вечер я дважды слушал “Хаву нагилу”. Один раз – на концерте идишистской и ирландской музыки, исполняемой попеременно полупрофессиональным трио, в непритязательной, но вместительной протестантской церкви в студенческом районе. Там публику вдобавок еще и кормили, так что весь концерт прошел под стук ножей и вилок и в созерцании стендов об успехах “евангельской миссии” где-то в Малайзии. А второй раз – на концерте хора Бременской еврейской общины, в главном католическом соборе города. Пожилые бывшие наши соотечественники на весьма высоком уровне исполняли какие-то сложные вещи в современной симфонической обработке, и набившаяся в собор публика была очень довольна. А после концерта можно было зайти в пристроившееся к храму XIV века ультрасовременное “социальное” помещение и выпить предложенное монахинями шампанское.

    Кстати о публике. Народу было, несмотря на поздний час, на удивление много. За вечер я обошел четыре открытых храма, и все они были как минимум на две трети заполнены людьми. Правда, несмотря на то что публика постоянно менялась, люди были одни и те же – бременская интеллигенция в возрасте за сорок (а если честно, в основном за шестьдесят), которая и так составляет основу приходов многих центральных храмов. А за порогом церквей допивали из горла свое пиво те, кто с возрастом придет им на смену – фанаты нашего городского футбольного клуба “Вердер”. Тот опять что-то выиграл, и потому офисный планктон в приличных пальто и зелено-белых шарфах нажирался прямо перед ратушей в столь поздний час. Впрочем, больше меня порадовал гигантский пьяный грязно-белый плюшевый заяц, который молодецки боролся с более цивильно одетым приятелем сразу за порогом того самого любимого горожанами храма XIII века, где проходил концерт классической гитары. У зайца, видимо, был мальчишник перед свадьбой, а в такой день друзья могут нарядить будущего жениха и не в такое. Дальше у них по плану наверняка был праздничный проход с тележкой пива и водки по центру города.

    Для меня лично Ночь церквей оказалась прекрасной возможностью рассмотреть только что отремонтированный кафедральный собор. Он очень красив снаружи, но внутри до ремонта был темноват и скучноват, а теперь в нем восстановлены средневековые росписи стен и сводов, и содержание стало соответствовать форме. Кроме того, я узнал, что при нем, оказывается, существует каллиграфическая и переплетные мастерские. В Ночь церквей всех желающих тут обучали этому мастерству, пока огромный хор исполнял григорианские распевы.

    Впрочем, было и разочарование. Я попытался зайти в самую древнюю церковь города, что стоит на набережной, а она в Ночи церквей участия не принимает, а только информирует табличками о том, что “Христос воскрес” и что парковка только для своих. Тут я и вспомнил, что община в храме – ультрапротестантская, и именно сюда ходят пожилые русские немки в кримпленовых платочках, ругающие современную Германию за бездуховность и разврат.

    Николай Митрохин, историк

    Бремен, Германия