Прошедшие в Казахстане досрочные президентские выборы вызвали всплеск интереса к бывшей советской республике, а ныне – самой сильной и процветающей стране Центральной Азии. Почему президент Назарбаев, пользующийся поддержкой народа, пошел на этот шаг? Какие перемены ждут Казахстан – «мост между Европой и Азией», движение по которому становится все более оживленным? Нет сомнений в том, что такие перемены неизбежны. Что называется, noblesse oblige — положение обязывает.
Чтобы ответить на вопрос, зачем Казахстану были нужны досрочные выборы, следует определиться с тем, что такое современный Казахстан. Бывшая советская республика, с первого же дня после распада СССР она стала и продолжает оставаться ключевым государством Центральной Азии.
Главная причина, по которой ведущие мировые игроки — включая Россию, Китай и крупнейшие страны Запада — заинтересованы в Казахстане — это его огромные запасы углеводородного сырья, которые оцениваются в 1.82 триллиона кубических метров природного газа и 39.8 миллиарда баррелей нефти. Это больше, чем в остальных четырех среднеазиатских республиках вместе взятых. Казахстан стал первой из стран Центральной Азии, где начали работать иностранные добывающие компании, благодаря чему он получал больше прямых инвестиций, чем любое из постсоветских государств за исключением России.
К тому же другие республики Средней Азии, обладающие энергоресурсами (Туркменистан и Узбекистан), должны транспортировать свои нефть и газ через территорию Казахстана — при этом неважно, кто является потребителем: Россия, Китай или Европа. Все это делает Казахстан исключительно важной страной. И хотя он наиболее интегрирован с Россией, другие глобальные силы рассматривают сотрудничество с ним как задачу стратегической важности.
Чудеса политической эквилибристики
Но огромные пространства, природные богатства и выгодное географическое положение Казахстана — это не только его преимущества, но и, одновременно, факторы определенного риска. Территория Казахстана равна примерно трети территории Соединенных Штатов Америки, но при этом население его составляет всего 5 процентов населения США. К тому же Казахстан не имеет естественных барьеров (гор, морей, океанов), отделяющих его от соседей — что, с учетом современных реалий региона, тоже является скорее минусом, чем плюсом.
Все это требует от руководства страны особой взвешенности при принятии решений и поистине виртуозного умения учитывать самые разные интересы — как внутри страны, так и за ее пределами. С именем Нурсултана Назарбаева, находящегося на посту президента с момента обретения независимости, заслуженно связывают все достижения Казахстана последних 20 лет. Казахстан сегодня — это не только сильная и процветающая страна, но и «локомотив» интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Именно Назарбаеву принадлежат идеи создания Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евроазиатского союза — евразийского аналога ЕС.
Как отмечает американский исследовательский центр STRATFOR, несмотря на раздающиеся на Западе голоса, критикующие Назарбаева, народ Казахстана (от 85 до 95 процентов населения по данным независимых источников) поддерживает президента. В отличие от большинства постсоветских стран, жизнь в Казахстане за последние двадцать лет не только стала лучше, но и продолжала оставаться безопасной. ВВП Казахстана вырос с 68 миллиардов в 1995 до 190 миллиардов долларов в 2010 году, а средняя зарплата составила 526 долларов США. Для сравнения, в Азербайджане – 380 долларов, в Беларуси – 366, в Армении – 253, на Украине – 251. В странах СНГ по уровню средней зарплаты Казахстан опережает только Россия, но при этом следует учитывать и более высокий уровень цен в РФ. Наконец, в Казахстане не было ни антиправительственных выступлений, ни цветных революций, ни межнациональных стычек, ни активности боевиков — как в других странах Центральной Азии. Людей здесь не волнуют проблемы, отравляющие существование гражданам соседних государств.
Но к 2012 году противоречия, существующие в Центральной Азии, еще более обострятся, считают многие эксперты. В современных условиях, чтобы сохранить стабильность и поступательное развитие страны, нужна серьезная модернизация в политической и экономической сферах. Поэтому чем скорее Казахстан определится с новыми программами развития и их исполнителями, тем стабильнее будет его положение регионального лидера и центра интеграционных процессов. Так что не стоит искать за досрочными выборами в Казахстане какую-то особую интригу. Скорее всего, это — хорошо продуманный ход на опережение.
Есть у инновации начало…
Как известно, кадровые решения часто предопределяют направление будущих реформ. Перестановки в правительстве Казахстана, произошедшие после выборов президента, могут свидетельствовать, как минимум, о двух вещах. Страна пойдет прежним, доказавшим свою эффективность путем, и одновременно с этим особое внимание будет уделяться проведению системных реформ и углублению инновационных процессов.
Скорее всего, именно намерением главы государства решить эту непростую задачу объясняются переназначение главой правительства Карима Масимова, занимавшего пост премьер-министра Казахстана с января 2007 года – именно в годы его премьерства страна успешно справилась с последствиями мирового финансового кризиса. Сохранили свои посты и его заместители, в том числе Асет Исекешев, который является также министром индустрии и новых технологий. Таким образом, резких поворотов в экономической политике страны не предвидится – разве что будет сделан особый упор на развитие инновационных трендов.
Другое важное назначение: бывший председатель правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов стал министром экономического развития и торговли с перспективой расширения полномочий, о чем уже заявил глава кабинета Карим Масимов. Похоже, Келимбетов, возглавлявший министерство экономики в 2002-2006 годы, будет играть особую роль в решении ближайших задач, поставленных Назарбаевым. В числе прочего это — повышение к 2020 году ВВП на 33 процента, вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, дальнейшее сокращение уровня безработицы и борьба с бедностью.
Преемственность, помноженная на опыт
Многие наблюдатели назвали назначение на должность главы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» зятя Президента Тимура Кулибаева (он женат на средней дочери Нурсултана Назарбаева Динаре) сюрпризом и даже сенсацией. Между тем, ничего неожиданного не произошло. По мнению экспертов, именно сейчас в руководстве Фонда нужен топ-менеджер, пользующийся доверием президента и обладающий исключительными деловыми качествами.
Кулибаев в полной мере отвечает этим требованиям, отражающим новые реалии экономики Казахстана. В его активе не только родство с президентом, но и степень кандидата экономических наук (он выпускник профильного факультета МГУ) и солидный опыт управления такими крупными компаниями как «Казахойл», «КазТрансОйл», «КазМунайГаз» и др. До последнего времени Тимур Кулибаев был первым заместителем Председателя Правления Фонда «Самрук-Казына».
Сам Фонд имеет огромный вес в экономике благодаря владению пакетами акций таких крупнейших госкомпаний, как нефтегазовый гигант «КазМунайГаз», национальная атомная компания «Казатомпром», национальный оператор связи «Казахтелеком» и национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы». По замыслу руководства страны, именно «Самрук-Казына» должен сыграть ведущую роль в реализации программы индустриализации Казахстана, диверсификации национальной экономики и сокращении ее зависимости от нефтегазодобывающего сектора.
«Понятно, что пока локомотивом экономического роста будет оставаться нефтегазовая промышленность, полагает Директор ИАЦ МГУ Алексей Власов, — но, опираясь на ее потенциал, должны быть созданы новые высокотехнологичные производства, осуществлен переход от развития добывающих отраслей к производству продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Необходимо перейти к новой промышленной политике, главной целью которой должны стать всемерная поддержка отечественного товаропроизводителя и развитие экспорта продукции высокой степени готовности». По мнению Власова, придать преобразованиям качественно иной уровень может сильный лидерский фактор – фактор Нурсултана Назарбаева. А реальным результатом этого процесса станет превращение Казахстана в страну, «удобную для жизни».
Матвей Полетаев, Михаил Пустов