Не нефтью единой

Не нефтью единой

05.05.2011 12:48
2902
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстан: 20 лет независимости

То, что экономики партнеров по Таможенному союзу — России и Казахстана — имеют схожие структуры, общеизвестно. В Казахстане, как и в России, основой экономического роста является использование сырьевого потенциала. Например, к началу 2000-х  объем добычи углеводородного сырья в Казахстане вырос по сравнению с 1985 годом на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза.

В России ситуация похожая, но при этом почти все известные специалисты считают, что экономика Казахстана смотрится более выигрышно, и страна заслуженно пользуется репутацией надежного и стабильного партнера. Динамика его экономических показателей лучше, чем у других стран СНГ включая Украины и Россию. Банковский сектор выжил в период кризиса, а экономика в 2009 году даже выросла на 1.2 %. В том же году ВВП России сократился на 7.9%, а спад в экономике Украины оказался еще сильнее – 15 %.

По мнению главного экономиста российской компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, более рациональный и консервативный подход к оценке ситуации на сырьевых рынках, который демонстрирует правительство Казахстана, снижает риск возникновения кризисной ситуации в экономике и в наступившем 2011 году. Снижению экономических рисков в Казахстане способствует более разумная бюджетная политика  — в бюджете Казахстана заложена более низкая в сравнении с российской цена на нефть, да и общий уровень бюджетных расходов намного ниже, чем в России и на Украине.

По мнению Гавриленкова, макроэкономическая ситуация в Казахстане благоприятнее, поскольку правительство страны лучше справлялось с решением проблем, возникавших в результате внешних воздействий из-за нестабильности мировой экономики. Оно быстрее и эффективнее отреагировало на кризис и проводило более последовательную экономическую политику, благодаря чему стране удалось избежать сокращения ВВП в 2009 году. По этой же причине политические риски в Казахстане также намного ниже, чем в других странах СНГ, что делает его более привлекательным для зарубежных инвесторов. Казахстан, демонстрирующий хороший рост по всем показателям, уже называют «центрально-азиатским тигром» — по аналогии с бурно развивающимися экономиками стран Восточной Азии. 

Это сладкое слово  диверсификация

Возможно, это название и оправданно, но только центрально-азиатский тигр пока еще сидит в клетке, которой для него является  сырьевая экономика или, как эмоционально выразился новый министр экономики и торговли страны Кайрат Келимбетов, «сырьевое проклятье». Президент Назарбаев, всегда стремившийся к тому, чтобы снять Казахстан с нефтяной иглы, инициировал ряд программ, направленных на диверсификацию экономики. Например, в 2004 году стартовал проект «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики», в рамках которого были определены семь наиболее подготовленных к кластеризации отраслей — туризм, транспортно-логистические услуги, нефтегазовое машиностроение, строительные материалы, пищевая и текстильная промышленность, металлургия.

Помимо внедрения кластеров и новых технологий, возможен другой путь диверсификации: продолжать акцентировать экономику на конкурентных преимуществах, то есть на нефти и газе. Но для этого необходимо развивать нефтехимию, а не просто выкачивать из недр богатства и продавать в виде сырья. Сочетать в себе все инструменты содействия диверсификации экономики призвана стартовавшая в этом году программа «Производительность-2020», направленная на совершенствование применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий, а также на модернизацию действующих и создание новых конкурентоспособных производств.

В рамках программы предусмотрен целый комплекс инструментов поддержки — от предоставления долгосрочного лизингового финансирования обновления основных фондов до предоставления инновационных грантов и привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов. 

Политика на службе экономики

Назарбаев часто подчеркивает – «сначала экономика, потом политика». На деле же политика идет «рука об руку с экономикой», обеспечивая Казахстану возможность стабильного роста и динамичного развития. Другого пути просто нет — Казахстан находится одновременно в Азии и Европе, он граничит с Россией и Китаем, а также со всеми странами Центральной Азии, кроме Таджикистана. Такое географическое положение – в сочетание с огромной территорией, колоссальными природными богатствами – ко многому обязывает и многое предопределяет.

Как сказал президент Назарбаев, «будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе», а многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес».

За годы независимости Казахстан стал не только инициатором и движущей силой интеграционных процессов на постсоветском пространстве, но и выступил автором ряда инициатив без преувеличения планетарного масштаба.

Чего стоит, например, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое стало реальным фактором международных отношений. Форум объединяет 20 государств, занимающих свыше 90% территории Азии, населенных половиной всего человечества.  В 2007 году Генассамблея ООН присвоила СВМДА статус наблюдателя, и в настоящий момент рассматривается вопрос создания на его базе Организации по безопасности в Азии.

Свидетельством роста международного авторитета страны, стало председательствование Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, прошедшее под девизом, обозначенным президентом как четыре «Т» – буква, с которой начинаются английские слова trust (доверие), tradition (традиция), transparency (прозрачность, открытость) и tolerance (толерантность). В декабре 2010 года в Астане состоялся саммит ОБСЕ, во время которого казахстанская сторона блестяще проявила себя в качестве эффективного модератора, подготовив принятие Астанинской итоговой декларации. И это при том, что в последний раз лидеры организации собирались вместе 11 лет назад, а за последние годы на министерских встречах ОБСЕ не удавалось принять ни одного заключительного документа. 

Идеальный модератор

Председательство Казахстана в ОБСЕ положило начало новому этапу отношений между Востоком и Западом и послужило укреплению взаимного доверия. «Речь идёт о формировании единого пространства безопасности в границах четырёх океанов», — сказал, выступая на саммите, Нурсултан Назарбаев. Как известно, весь 2011 год Казахстан будет оставаться в «тройке ОБСЕ» — так что у страны есть блестящий шанс продолжить работу во имя межцивилизационного диалога, что на фоне растущего непонимания в отношениях Востока и Запада приобретает особое значение и смысл.

В настоящее время Казахстан является председателем в таких влиятельных «восточных» организациях как ШОС (Шанхайской организации сотрудничества 15 июня исполняется 10 лет, юбилейный саммит пройдет в Астане.), а со второй половины года – и Организации Исламская конференция (ОИК) – одной из самых влиятельных структур, объединяющих мусульманские страны.   «Предстоящее председательство Казахстана в ОИК позволит не только расширять ареал деятельности ОБСЕ, но и находить совершенно новые подходы к решению межнациональных и межконфессиональных конфликтов», — полагает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ России Леонид Гусев

Кстати, в рамках переформатирования кабинета министров Казахстана Канат Саудабаев, который ассоциировался с эффективным председательством Казахстана в ОБСЕ, сохранив должность Государственного секретаря, уступил место главы МИД другому опытнейшему дипломату – востоковеду Ержану Казыханову. Ержан Казыханов, выпускник востфака ЛГУ, арабист по специальности. Именно на этот факт указал президент, представляя нового министра.

Немаловажно и другое. Казыханов долгое время проработал в представительстве Казахстана в ООН, где продемонстрировал незаурядные способности завоевывать друзей для Казахстана и влиять на принятие нужных решений — как в рамках заседаний Генеральной ассамблеи, так и среди экспертного сообщества Нью-Йорка. Он возглавлял департамент многостороннего сотрудничества МИД и прекрасно знает механизмы работы международных организаций. По рассказам коллег, он умеет использовать как официальную, так и кулуарную компоненты дипломатической работы. А его профессиональный опыт можно считать идеальным для управления любыми международными организациями.

Мария Поршнева, Тимур Бахметьев