Элитные школы в Казахстане наносят удар по обычным?

Элитные школы в Казахстане наносят удар по обычным?

28.02.2012 12:50
2755
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Цель – обеспечить казахстанскую экономику и политическую систему высококвалифицированными руководящими кадрами. Но, по мнению критиков, подобный подход Назарбаева может создать двойственную систему в сфере образования, которая может оставить за бортом основную массу учащихся, лишив их предоставляемых другим возможностей.

Назарбаев выразил пожелание, чтобы Казахстан вошел в число ведущих экономик мира. Для достижения поставленной цели стране понадобится армия надежных, высококвалифицированных специалистов, участвующих в управлении производством и в осуществлении правительственной экономической политики. Однако формирование подобных кадров представляет собой довольно сложную задачу. Согласно последнему исследованию качества школьного образования по международной программе PISA, осуществляемому Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Казахстан занял 59 место в списке из 65 стран. Власти давно признают необходимость реформирования системы образования, до сих пор опирающейся главным образом на советскую модель.

Попытки реформировать систему образования стали предприниматься в девяностые годы с началом реализации программы «Болашак» (Будущее) – стипендии, предоставляемой студентам и выпускникам вузов для учебы на Западе на том условии, что по окончанию обучения они вернутся на родину и пять лет отработают в Казахстане.

По словам председателя алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Ирины Смирновой, Казахстан пока не располагает достаточным интеллектуальным капиталом. На ее взгляд, стране требуются более молодые кадры с предпринимательской жилкой. «Мы говорим о глобализации, а наша школа представляет собой почти точную копию советской школы, когда был железный занавес – и по методикам, и по авторитарному стилю управления», – отметила она на состоявшемся в октябре прошлого года заседании «круглого стола» в алматинском Институте политических решений.

В своем январском послании народу Казахстана Назарбаев, похоже, разделил это мнение. «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать», – отметил он.

В целях обеспечения данных перемен в 2009 году в Астане был основан Назарбаев Университет, являющийся партнером ряда известнейших в мире университетов, в том числе университета Карнеги-Меллон, университета Дьюка и Университетского колледжа Лондона. Также под непосредственным руководством президентской администрации была создана сеть «Назарбаев Интеллектуальных школ». В рамках данной программы планируется учредить 20 таких школ по всей стране. На настоящий момент шесть уже открыли свои двери для учащихся. (Для сравнения: в рамках национальной системы образования в Казахстане работает 7576 школ, в которых учатся 2,5 млн. учащихся 1-12 классов).

Назарбаев Интеллектуальные школы – по одной в 14 областных центрах Казахстана и по две в городах Астана, Алматы и Шимкент – будут работать на базе специализированных заведений и классов, оборудованных по последнему слову техники. Как отметил в прошлом месяце на заседании кабинета министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов, эти школы «призваны стать локомотивами развития всей сети средних учебных заведений».

Получение возможности поступить в Назарбаев школу – дело большой важности, открывающее перед школьником немалые перспективы. По окончанию 6-го класса обучение и дополнительные занятия оплачиваются за счет государственной стипендии. Сдать экзамены на поступление в 7-ой класс могут все школьники Казахстана. Дабы обеспечить прозрачность процесса и отсутствие коррупции, учащиеся сохраняют копии своих ответов. Впоследствии, после опубликования ответов, они могут проверить, правильно ли были подсчитаны их баллы.

Школы предлагают углубленный курс математики и естественных наук, таких как физика, химия и биология, а также иностранных языков. В старших классах предметы преподаются на английском языке носителями языка, труд которых оплачивается за счет щедрых школьных бюджетов. Упор на точные науки обеспечивает идеальную сочетаемость с курсом обучения в Назарбаев Университете.

По утверждению властей, опыт, приобретенный в ходе реализации данной программы, будет применен для усовершенствования учебной программы в обычных средних школах. Программы Назарбаев Интеллектуальных школ «разрабатываются, учитывая лучший международный и отечественный опыт, с использованием новых подходов, ориентированных на углубление знаний учащихся через развитие навыков поиска знаний и их применения на практике, – подчеркнул в письменном ответе на вопросы EurasiaNet.org представитель пресс-службы АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». – Разработка новой интегрированной образовательной и учебных программ для Назарбаев Интеллектуальных школ в перспективе будут транслированы в систему среднего общего образования Республики Казахстана».

Однако специалисты в области образования опасаются, что упор на развитии немногочисленных Назарбаев Интеллектуальных школ делается государством за счет большинства остальных детей. Данные школы функционируют не в системе минобраза, а при администрации президента, причем на реализацию данной программы направляется все больше и больше средств. Вместе с тем осуществляемый по стране переход с 11-летнего на 12-летнее обучение ложится дополнительным бременем на бюджет министерства ввиду необходимости разработки новой учебной программы и учебных материалов.

«Меньшие по численности классы и хорошо оборудованные классные комнаты не возникнут сами по себе без существенного финансового участия со стороны государства. Эта реформа может урезать ресурсы, предназначаемые для детей, которые больше всего в них нуждаются», – полагает старший менеджер программы поддержки образования «Открытое Общество» Кейт Лэпхэм (Kate Lapham), многие годы проработавшая в Центральной Азии. [От редактора: Программа поддержки образования «Открытое Общество» является составной частью Фондов «Открытое общество». EurasiaNet.org функционирует под эгидой Фондов «Открытое общество»].

Очень важным является координация программ школьного реформирования и поддержки учителей, особенно в удаленных населенных пунктах и неблагополучных районах, в противном случае программа Назарбаев Интеллектуальных школ не окажет долгосрочного воздействия на систему образования в целом, полагает Кейт Лэпхэм. Правда, некоторые представители администрации, похоже, рассчитывают, что новые программы сами собой дойдут до сельских школ.

«Создаваемые Назарбаев Интеллектуальные школы, похоже, гораздо лучше финансируются и оборудуются, нежели обычные школы, что делает их привлекательными в глазах лучших преподавателей, работающих в системе образования. Так что вместо проникновения знаний и эффективной системы обучения в систему общего среднего образования будет происходить, скорее всего, обратный процесс: с оттоком талантливых кадров средняя школа окажется в еще более худшем положении, чем была прежде», – подчеркивает Кейт Лэпхэм.

Пол Бартлетт