Символом акции выбран Мартин Лютер Кинг – лидер Движения за гражданские права чернокожих в США в 1960-е годы.
За последние полгода это как минимум третья масштабная акция, направленная на борьбу за права неграждан и русскоязычного населения.
После февральского референдума о статусе русского языка и помимо идеи «парламента неграждан» не попавшая в настоящий парламент партия «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) пытается организовать еще один референдум. На этот раз об автоматическом предоставлении гражданства негражданам.
Параллельно с этим депутаты из правящей коалиции внесли в Сейм предложение изменить закон о проведении референдумов, чтобы усложнить их проведение.
В феврале в стране прошел референдум за предоставление русскому языку статуса второго государственного: большинство граждан проголосовали против, поддержали инициативу 24,88% жителей Латвии с правом голоса.
Тогда инициатором референдума стала общественная организация «За родной язык».
Теперь другая общественная организация – «За честность и справедливость» – намерена начать борьбу за права неграждан, которых в Латвии насчитывается около 300 000.
Латвийское гражданство этим людям не было предоставлено по причине отсутствия предков, проживавших на территории Латвии до 1940 года – то есть, до включения страны в состав СССР. Подавляющее большинство неграждан являются русскоязычными.
«Мы считаем, что ситуация [в Латвии] сейчас такая же, как в Америке в 1960-е годы, когда негры боролись за свои права”, – говорит Русской службе Би-би-си председатель правления общества «За честность и справедливость», а в прошлом один из инициаторов языкового референдума Александр Гапоненко.
“Тут игра слов: неграждане сокращенно называются «неграми». И символом нашего движения мы выбрали Мартина Лютера Кинга», — продолжает он.
Не голосуешь – не платишь налоги
Далее Гапоненко рассказывает, что намечается целая серия акций.
«Мы проводим общественные кампании по ликвидации этнической дискриминации, которая существует в Латвии, – говорит Гапоненко. – Одна из этих кампаний – кампания «Неграждане идут» или «Aliens are coming». Она нацелена на то, чтобы латвийским негражданам предоставить право голосовать на муниципальных выборах».
«Любой гражданин ЕС, приехав в Латвию и прожив здесь два года, имеет право голосовать на муниципальных выборах, а неграждане, которые здесь прожили по 58 лет, как я, таким правом не обладают», – добавляет Гапоненко.
По его словам, общество намерено обратиться в различные европейские инстанции (Совет Европы, Совет ЕС), в СМИ и правящие партии государств Европы с просьбой «оказать воздействие на латвийскую правящую элиту с тем, чтобы она приняла и реализовала рекомендации ОБСЕ и Еврокомиссии».
Одна из рекомендаций касалась как раз вопроса предоставления негражданам права голоса на муниципальных выборах.
Следующий этап кампании – собственно создание «парламента неграждан», в который, как предполагается, войдут около 30 представителей этой категории населения.
«Они будут собираться, принимать законодательные решения, материализовывать ресурсы, – говорит Гапоненко. – Есть такая практика: у кого нет возможности быть представленным, тот не платит налоги. Думаю, мы такой лозунг и выдвинем: нет представительства — нет налогов».
Более подробно о планируемых акциях Гапоненко рассказывать не стал.
«Я бы не хотел озвучивать конкретные шаги, которые мы собираемся реализовывать, поскольку нашей акции очень активно противодействуют латвийские спецслужбы», – сказал общественный деятель.
Еще один референдум?
«Выходит, если 0,6% населения (10 тысяч подписей, собранных на первом этапе инициаторами изменений) имеет какую-то идею, то государство должно потратить около миллиона долларов?»
Андрей Юдин, депутат от партии «Единство»
Параллельно с деятельностью организации «За честность и справедливость», партия ЗаПЧЕЛ, не представленная в нынешнем сейме, намеревается провести в стране еще один референдум – на сей раз по вопросу автоматического предоставления гражданства всем негражданам.
Для этого инициаторам примерно до конца года нужно собрать 10 тысяч подписей.
На данный момент собрано около 2 тысяч подписей. «По нашим расчетам, мы успеем», – говорит Русской службе Би-би-си представитель ЗаПЧЕЛ Мирослав Митрофанов.
Если организаторы действительно соберут необходимые подписи, то государство, согласно действующему законодательству, должно будет продолжить сбор уже за счет госбюджета. Если в итоге будет получено 153 тысячи подписей, вопрос может быть передан на референдум.
Таким образом, теоретически в Латвии в течение двух лет может пройти второй референдум по вопросу прав граждан и русскоязычного населения.
Вскоре после того, как стало известно о проведении первого – языкового – референдума, депутаты правящей партии «Единство» выступили с инициативой поменять закон таким образом, чтобы инициировать подобное мероприятие стало сложнее.
ЗаПЧЕЛ и «сиротские суды»
Согласно изменениям, одобренным сеймом в двух из трех чтений, на первом этапе организаторы за свой счет должны собрать не 10 тысяч, а все 153 тысячи подписей.
«У нас нет цели ограничить демократию, у нас есть цель не тратить несоразмерные деньги на то, чтобы протестировать какую-то идею. Для этого есть другие методы – можно ходить на демонстрации и писать статьи», – говорит Русской службе Би-би-си один авторов поправок к закону, депутат от «Единства» Андрей Юдин.
Речь идет именно о расходах государства на второй этап сбора подписей, в ходе которого надо набрать собрать 153 тысяч автографов.
«Выходит, если 0,6% населения (10 тысяч подписей, собранных на первом этапе инициаторами изменений) имеет какую-то идею, то государство должно потратить около миллиона долларов», – объясняет Юдин.
При этом, по его словам, авторы поправок хотят не только поднять первый порог сбора подписей, но и облегчить процедуру их сбора.
Андрей Юдин говорит, что предусмотрено четыре варианта того, как можно подписаться: через интернет-банк, через «сиротские суды» (специальные госучреждения, занимающиеся вопросами усыновления, лишения родительских прав и т.п.), при помощи идентификационной карты (новый для Латвии тип удостоверения, который можно получить в дополнение к паспорту), или у нотариуса за четыре доллара, как сейчас.
По словам Мирослава Митрофанова из партии ЗаПЧЕЛ, все эти варианты либо охватывают минимальный круг лиц, как, например, идентификационные карты, которые есть лишь у малого числа жителей страны, либо требуют от организаторов чрезмерной изворотливости.
Так, по мнению Митрофанова, сдать подпись через интернет-банк только кажется простым решением. «Государство не обладает единой системой, которая позволила бы использовать системы банков. Представляете, насколько сложно и проблематично заключить договора с десятками банков», – отмечает политик.
Так или иначе, если поправки к закону о референдумах будут приняты, референдумы в Латвии могут оказаться большой редкостью.
Оксана Антоненко