Исключительное природное явление

Исключительное природное явление

04.03.2010 11:46
3583
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Пробки, опоздания поездов, отмена рейсов – от снега, похоже, одни неприятности, и нет человека, которого бы они не коснулись. Мы с мужем вынуждены были сдать билеты Eurostarпосле того, как поезд застрял в туннеле и они в течение нескольких дней не могли восстановить движение, моя сестра провела день в брюссельском аэропорту, ожидая вылета рейса, друзья не приехали к нам на вечеринку, сославшись на снегопад. Но сегодня выяснилось, что все это была ерунда.   

Итак, 10 февраля, Брюссель, за окном падает легкий снежок. Я пишу эту заметку и слушаю радио. «Такого мы еще не видели», «Небывалое стихийное бедствие», «Черный день в истории Бельгии» — комментаторы возбужденны и испуганы, они запинаются и не могут подобрать слов. Каждые пять минут любая передача прерывается прямым включением центра Infotrafic. Каролин Дор, «мадам пробки», которой обычно дают минуту на то, чтобы она скучным голосом сообщила об аварии на одном шоссе и затруднениях на другом, сегодня королева дня. Все внимание приковано к ее новостям. «Фландрия встала», «В стране не осталось безопасных мест — дороги, обойденные утренним снегом, покрыты коркой льда», «Зарегистрированы сотни аварий», «Столица взята в кольцо пробок», «Мобильные сети не выдержали звонков блокированных в пробках автомобилистов и отказали», «Длина пробок достигла почти тысячи километров» — с каждым включением новости Каролин становятся все мрачнее, а ее голос – все радостнее. Наконец-то настали ее пятнадцать минут славы. Но она не единственный источник плохих новостей. «Мадам пробки» поддерживают, смакуя подробности, корреспонденты с мест. «58 рейсов отменено, десятки самолетов поднимаются в воздух с опозданием», «Во многих районах Фландрии и Валлонии рейсы на маршрутах, сочтенных опасными, отменены», «Движение поездов нарушено» — видимо, ни один вид транспорта не устоял перед стихийным бедствием.

Что же стало причиной этого светопреставления? Понятное дело, снег. Но какой? Наверное, беспроглядные метели, заносы и метровые сугробы? Возможно, мирная картина за окном – это результат какого-то специального микроклимата в нашем квартале? Но нет. Все тем же взволнованным голосом радиокомментаторы сообщают, что уровень снега достиг уже… четырех сантиметров. Бельгию парализовали четыре сантиметра снега – это официально.

Почему катаклизм случился в середине февраля, хотя снег довольно регулярно падал, как и положено «самой снежной зиме с 1917 года», начиная с декабря? Каким образом столь разрушительное воздействие могли оказать жалкие четыре сантиметра снега? Почему городские службы за это время хоть как-то не привыкли и не подготовились к этому редкому, но все же вероятному атмосферному явлению? Почему, чтобы посыпать дороги солью (других способов борьбы тут не знают), нужно перекрывать движение и провоцировать еще большие пробки? Почему владельцы машин не оставили своих четырехколесных друзей дома, хотя не так сложно догадаться, что отсутствие снегоуборочных машин и зимних шин вряд ли положительно скажется на трафике?

У меня эта история вызывает массу вопросов. Но не у бельгийцев, а также не у их соседей англичан, французов и прочих европейцев. «Исключительное природное явление» — именно так называют снег в анонсах, объясняющих задержку или отмену поездов, автобусов и самолетов. А как же можно бороться с исключительным явлением природы – удивляются они, разводя руками (даже в газетных текстах и по радио можно увидеть, как журналисты разводят руками).

И хотя для всех очевидно, что такого количества жертв на Гаити можно было бы избежать, если бы дома строились с расчетом на землетрясения, возможность предусмотреть снег на севере Европы кажется совершенно невероятной. С другой стороны, зачем что-то предусматривать, когда так приятно рассказывать коллегам, добравшись к вечеру до работы, сколько часов ты провел в пробке. У них не так много событий, пусть хоть снегом развлекутся.  

Юлия Пешкова, «КоммерсантЪ» — специально для «За рубежом»