Увидеть Тбилиси

Увидеть Тбилиси

30.11.2011 15:35
3850
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Можно только посочувствовать тем, кто не успел лет 20 назад побывать в Грузии. Теперь она другая, и любопытно – какая? Потому и кинематографистов, желающих поехать в Тбилиси на II Фестиваль кино России и других стран СНГ, оказалось гораздо больше, чем возможностей организаторов их принять.

Уже на борту самолета начинается знакомство с Грузией. Грузины, вне зависимости от того, живут ли они в Москве, Тбилиси или Кахетии, рассказывают своим попутчикам о том, как прекрасна их страна, насколько в ней безопасно себя чувствуешь, о том, что там нет никакой коррупции, и, конечно, о том, что там лучшее на свете вино. Любой человек рад тебе, как близкому другу, и не имеет значения, встретил ли ты его на парадном тбилисском проспекте Шота Руставели или на задворках Авлабара. Там, прямо за президентским дворцом, живы классические трущобы, в которых еще можно встретить деревенского разносчика мацони в легендарной грузинской кепке. Там кипит настоящая жизнь и работает классический грузинский базар. Правда, некоторые уже не знают русского языка. Иногда, заслышав русскую речь, люди интересуются: «Вы из Киева?». Узнав, что из Москвы, удивляются так, словно мы свалились с Луны. Все верят в то, что отношения между нашими странами наконец наладятся. И очень этого хотят. Уже сегодня находятся люди, делающие все, чтобы это произошло. Грузины Константин Лузиньян-Рижинашвили, живущий между Москвой, Тбилиси и Лондоном, и тбилисец Гия Базгадзе решили познакомить своих соотечественников с современным российским кино, которое тут почти неизвестно. Прошли времена, когда из Тбилиси люди летали в Москву на премьеру во МХАТ. Не потому, что нет интереса. Просто частную визу рядовому грузину получить невозможно, если не произошло чего-то экстраординарного вроде болезней и смертей близких родственников, живущих в России. Наших кинодеятелей поддержал Межгосударственный Фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, облегчив многие организационные и финансовые проблемы.

***

Фестиваль российского кино начался на третий день после венчания в старинном монастыре Кахетии дочери Никиты Михалкова Нади и кинорежиссера Резо Гигинеишвили с последующим торжественным обедом в родовой усадьбе князей Чавчавадзе. Эти события обсуждались местным населением и грузинскими кинематографистами так, как если бы это была свадьба королевской четы, на которой присутствовала вся страна. Молодые были приглашены в резиденцию патриарха всея Грузии. Гостей съехалось много, прибыла вся семья Никиты Михалкова, его дети и внуки. Был Федор Бондарчук, с которым Резо Гигинеишвили работал еще на «9 роте», дочь Бориса Ельцина Татьяна. Неожиданно на торжестве появился президент Грузии Михаила Саакашвили. Год назад, когда в Тбилиси проходил первый Фестиваль российского кино, он нагрянул на одно из мероприятий в знаменитом Театре марионеток Резо Габриадзе, и пригласил всех, кто там был, в Батуми, причем немедленно. Мама и бабушка Саакашвили приходили на показ фильма Валерия Тодоровского «Стиляги » и, говорят, остались довольны. Но вот нынешний фестиваль грузинский президент не посетил.

***

Программа фестиваля, проходившего, кстати, не только в Тбилиси, но и в Батуми, была весьма обширной. Вадим Абдрашитов, представлявший фильм «Время танцора «, приехал с женой – художником Нателлой Тоидзе. Они обошли лучшие галереи и музеи Тбилиси. А всем составом кинематографисты побывали на выставке работ Пиросмани, у памятника прекрасной актрисе Софико Чиаурели, с которой многие дружили. Памятник живет своеобразной жизнью, не похожей участь изваяний других знаменитостей. Молодые тбилисские дизайнеры устраивают тут выставки-продажи своих изделий, навешивают на Софико и ее персонажей причудливые аксессуары.

Режиссер Николай Хомерики, имеющий грузинское происхождение, представлял в Тбилиси фильм «Сердца бумеранг «. Его коллеги и уроженцы Тбилиси Бакур Бакурадзе и Дмитрий Мамулия не смогли приехать в родной город, но именно их картина «Москва «, которую они сняли в тандеме, и сделанные порознь «Охотник » и «Другое небо» особенно интересовали соотечественников.

Павел Лунгин, которого в Грузии знают хорошо, представлял свою ретроспективу вместе с Марией Голубкиной, сыгравшей в его «Свадьбе «. Смотрели фильм с любопытством, а потом говорили о том, что, оказывается, и в России люди живут тяжелой жизнью.

Самой многочисленной стала делегация фильма «Огни притона «: два продюсера, вырвавшийся из Москвы на два дня режиссер и телеведущий Александр Гордон, его отец Гарри Борисович, по повести которого сын и поставил картину.

Публика встречала российских кинематографистов в день открытия фестиваля криками: «Добро пожаловать! «. Некоторые из последующих показов заставили ее слегка поумерить пыл. Мы и сами-то свои картины не всегда можем досмотреть до конца. Но «Елену » Андрея Звягинцева, «Два дня » Дуни Смирновой, «Огни притона » Александра Гордона в Тбилиси приняли с энтузиазмом. Как и приезд Галины Данелия-Юрковой, показавшей ролик нового анимационного полнометражного фильма своего мужа Георгия Данелии «Кин-дза-дза «. В Тбилиси его обожают, именно здесь приютили памятник «Мимино » Зураба Церетели, который в Москве на Чистых прудах так и не разрешили поставить. Актеры Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян теперь провожают следующих в аэропорт тбилисцев и гостей Грузии, а чуть сзади «парит» сам Георгий Данелия.

***

Редкий российский кинематографист не посетил серные бани, воспетые еще Пушкиным. Внешним видом они напоминают древние постройки Самарканда — настоящие голубые дворцы, выложенные мозаикой. Рядом с ними выросли строения альтернативных бань, некое подобие сакральных сооружений индонезийского острова Ява, но знатоки все же рекомендуют посещать аутентичные «самаркандские». Перед входом в бани, откуда ни возьмись, появляются дети-попрошайки. В надежде получить подаяние они падают на колени. Смотреть на это невозможно, так что всякий уважающий себя турист оказывает им посильную материальную помощь. В банях стоит сероводородный аромат, но польза от такого врачевания тела и духа налицо. Желающим продают гобеленовые мочалки. Их можно увезти в качестве сувенира, а можно пригласить банщика, который надраит вас от души, своей, проверенной временем мочалкой с неизвестной историей. Кто-то из кинематографистов отправился в отдельный кабинет, чтобы получить все имеющиеся банные удовольствия, включая массаж, о котором слагают легенды. А кто-то, как Павел Лунгин, пошел в общее отделение, чтобы сполна ощутить весь местный колорит.

Ходили кинематографисты и на Сухой мост, под которым нет воды. На мосту продают «старину «, к ней относят предметы советского быта 70-х. Неподалеку стоят художники со своими картинами, продаются украшения. Покупателей почти нет, как и зевак. Познакомились с одним из продавцов — оказался художником кино, сотрудничавшим со многими известными режиссерами вплоть до покойного Михаила Калатозишвили. Но теперь никакой работы нет, приходится торговать картинами за бесценок.

***

В лучший отель Тбилиси, где расквартировали российских кинематографистов, в один прекрасный день заехала еще одна творческая команда. Телеведущие Иван Ургант и Михаил Ширвиндт, оператор и продюсер Денис Евстигнеев, актер Игорь Золотовицкий, продюсеры Александр Олейников и Игорь Толстунов. В таком составе и с женами они часто путешествуют по городам мира. К встрече с коллегами они явно были не готовы. Прилетели в Тбилиси на уик-энд, чтобы посетить Кахетию, погулять по Тбилиси. Особенно радовал тбилисцев визит Ивана Урганта, жена которого, Наталья Кикнадзе — грузинка. Сам по себе в те же дни приехал и Николай Фоменко, неожиданно встретивший в составе нашей киноделегации своего сына Ивана с мамой Марией Голубкиной. Тбилиси определенно становится местом, привлекающим российскую творческую элиту.

***

Завершился фестиваль чествованием создателей легендарного фильма «Покаяние » Тенгиза Абуладзе, на который 25 лет назад выстраивались огромные очереди. Грузинский актер Мераб Нинидзе, живущий и работающий в Европе и все чаще снимающийся в российском кино, вручил по случаю юбилея фильма награды великолепному Автандилу Махарадзе, который сыграл в «Покаянии» главную роль, и российскому оператору Михаилу Аграновичу, снимавшему фильм. Кто-то плакал, наблюдая за церемонией и вспоминая о нашем общем прошлом.

Текст: Светлана Хохрякова