«Мир не должен идти по американскому пути»

«Мир не должен идти по американскому пути»

30.11.2011 15:23
3528
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Одним из ярчайших событий саммита стало выступление директора Института Земли при Колумбийском университете (США) Джеффри Сакса (на фото). 1200 делегатов WISE из 140 стран мира устроили выдающемуся экономисту овацию.

«В то время как многие берут на вооружение опыт США по созданию инновационной системы образования, я должен заявить: мир не должен идти по американскому пути, — заявил Джеффри Сакс. — Мы создали систему, подразумевающую оказание услуг за плату, что привело к росту цен и снижению качества обучения. В итоге качественное образование сегодня доступно лишь 32% американцев».

Кризис подражания

Сакс раскритиковал несовершенство системы обучения «бакалавр-магистр»: в Америке ее из-за недофинансирования частично перевели на коммерческую основу либо сократили срок обучения.

«Для бюджета преподавание сделали дешевле, но невежество стоит дороже», — считает Вартан Григорян, президент корпорации Карнеги, выступающий против сокращения госзатрат на образование, плату за которое госдеп переложил на бизнес, а бизнес – на карман родителей.

Как показывают исследования корпорации Карнеги, итог такого реформирования печален: из-за роста цен до четверти американских детей и до одной трети детей в Великобритании не могут закончить школу. Кстати, по данным МВД Великобритании, две трети участников погромов лета-2011 в Лондоне были школьниками, половина которых вынуждена была бросить обучение из-за его дороговизны. Очевидно, что реформа, задуманная как двухуровневая – те, кому позволяют знания, после преодоления барьера бакалавра идут в магистратуру, а бакалавры становятся своеобразным фундаментом инноваций – дает сбой.

«Кризис подражания ведет к недоучету собственного багажа, — считает Ян Ги Чень, профессор Гонконгского института образования. – Американскую модель обучения мы считаем оптимальной для технического образования. А в части университетского и гуманитарного образования узкопрофильность в сочетании с ростом цен попросту отрезает людям доступ к обучению».

Поиски модели

В России, как и в Китае, тоже нет единого мнения относительно внедрения двухуровневого образования. Линия противостояния пролегает между ректором РУДН Владимиром Филипповым и ректором МГУ Виктором Садовничим. Господин Филиппов отстаивает идею «Болонского процесса», или модель внедрения системы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). Господин Садовничий, в свою очередь, утверждает, что система специалитета (5 лет), дающая фундаментальное образование, должна быть сохранена. В российской системе образования, как известно, существует определенная иерархия: наверху — два университета с особым статусом, МГУ и СПбГУ, лидеры внедрения двухуровневого образования, в то же время получившие право оставлять на свое усмотрение пятилетнее обучение на всех факультетах. Далее идут федеральные университеты, за ними – исследовательские и, наконец, региональные вузы. И пока принято предложение Виктора Садовничего оставить пятилетнее обучение не только в федеральных университетах, но и постепенно возвращать его в технические вузы, готовящие кадры для наукоемких производств. Бакалавриат же для технических учебных заведений решено переместить в бывшие техникумы, ныне колледжи. Таким образом, выполнено положение «Болонского процесса», подписанного Россией, о постепенном переходе к трехлетнему бакалавриату, задуманному как стимул для постоянного обучения профессионала в меняющемся мире.

Однако именно здесь, как считают многие эксперты WISE, Россию поджидают проблемы, которые могут снизить доступ к образованию, снизив его качество.

Рынок рецептов

«Я уверена, что рынок идей инновационного образования – это лучшее, что может дать миру саммит WISE, — говорит Дэнис Агвилал, Фонд Бродеско (Бразилия). – Нам надо не навязывать другим свои модели, а вместе искать оптимальные варианты образования будущего».

К такому заключению эксперты фонда Бродеско пришли, проанализировав модернизацию образовательных процессов в разных странах. Они убеждены: проблема пробуксовывания реформ, как правило, кроется в желании реформаторов сэкономить, а потом навязать соседям свое видение модернизации с тем, чтобы снимать с нее «сливки прибыли». Именно поэтому реформы оставляют за бортом многих желающих учиться, учителя и преподаватели им сопротивляются, а учащиеся неохотно идут учиться в инновационные отрасли науки, которые будут определять лицо новой экономики

Саммит WISE согласился с экспертизой Фонда Бродеско и Джеффри Сакса, призвавших мир искать новые модели обучения, основанные, прежде всего, на многовариантности.

Текст: Владимир Емельяненко