Фестиваль в Роттердаме ориентирован на экспериментальное и независимое авторское кино, дебютные и вторые фильмы начинающих режиссеров. В его главном конкурсе участвовало 15 картин из Бразилии, Мьянмы, Южной Кореи, Турции, Польши и других стран Восточной Европы. Победили сразу три фильма: «Клип» Майи Милош из Сербии, «Яйцо и камень» Хуань Чжи из Китая и «С четверга по воскресенье» Доминги Сотомайор совместного производства Чили и Нидерландов. Интересно то, что все они сняты молодыми девушками, каждой из которых выдали по статуэтке «Тигра» и 15 тысяч евро. А это очень существенно для начинающих режиссеров, зачастую снимающих фильмы на собственные деньги, ради дешевизны привлекающих членов своих семей и друзей, готовых работать за идею бесплатно. Экономия такая, что мамы кормят съемочные группы домашними обедами.
В конкурсе участвовал и российский фильм «Жить» театрального драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева. В 2008 году он дебютировал картиной «Волчок». Наград «Жить» не получила, но в один из фестивальных дней заняла 18 место в зрительском рейтинге, что очень почетно, учитывая тот факт, что выбирает зритель из несколько сотен картин, участвующих в разных программах. Смотришь «Жить» — и тебя охватывает жуть. Главная героиня фильма – смерть, уносящая молодых людей и даже детей. Кто-то избит в электричке после венчания. Маленькие сестры погибают в разбитом автобусе по вине взрослых, а потом их могилки раскапывает потерявшая разум мать. Мертвые продолжают жить рядом с живыми, которые и сами как покойники. Русские зрители, наверное, будут рыдать, а вот европейцы воспринимали картину как страшилку и громко смеялись, наблюдая за воскрешением убиенных. После показов публика пытала Сигарева на предмет ритуала российских похорон, ее очень интересовало, насколько скорбь у нас связана с водкой.
Нынешний роттердамский фестиваль показал небывалое число азиатских и латиноамериканских картин. Чего тут только не было, вплоть до филиппинского треша. Но наибольший интерес вызвали фильмы из Восточной Европы — безысходные, радикальные, рассказывающие об убогой провинциальной жизни.
В Роттердаме, как и в Берлине, работает кинорынок копродукции, где представлены проекты со всего мира, а режиссеры ищут потенциальных инвесторов. Лучшие из них включены в категорию «Роттердам-Берлин Экспресс» и показываются на том и другом фестивалях, как это было, к примеру, с «Пропавшими комнатами» нашего Алексея Попогребского.
Всякий раз организаторы фестиваля придумывают что-то неожиданное. На площади, где располагается сразу два кинотеатра, несмотря на промозглую погоду, все время пели птицы — не настоящие, конечно. Включалась фонограмма, и трели пернатых поднимали настроение всякому, кто пересекал площадь. В одном из домов близ Ратуши обустроили домашнюю кинофабрику. Руководил предприятием кинорежиссер и клипмейкер Мишель Гондри. Идешь мимо, заглядываешь в огромные окна и видишь декорации квартиры, поляну в лесу, какой-нибудь потертый автомобиль, вагон поезда, макет с движущимися по шоссе машинками. В течение трехчасового воркшопа желающие могли снять собственный фильм и почувствовать, что же такое режиссура.
Для тех, кто знает толк в кино, приготовили особые зрелища — бразильский трэш 60-х, собранный в программу «Пасть мусора», программу фильмов из Сирии и Египта, поскольку тема арабских революций особенно актуальна. Но и обычные походы в кино имели самые неожиданные эстетические последствия. Так, «Самая одинокая планета» американки с русскими корнями Джулии Локтев давала возможность оказаться в горах Грузии в компании с мексиканским актером Гаэлем Гарсия Берналем.
В программе «Панорама» 62-го Берлинского кинофестиваля участвовала не менее радикальная российская лента «Конвой» Алексея Мизгирева, продюсировал которую Павел Лунгин. Это история офицера и дезертира, которого конвоируют через Москву в часть. Зрители удивлялись, как подобную картину вообще разрешили сделать. В «Форуме» показали документальный фильм «Завтра» Андрея Грязева, бывшего фигуриста, который успел снять сильные документальные ленты «Саня и Воробей» и «День шахтера». Новая его работа, рассказывающая о скандальной арт-группе «Война», снималась на собственные деньги режиссера, который в течение полутора лет дневал и ночевал в доме Олега Воротникова по кличке Вор и его жены Натальи Сокол по прозвищу Коза. Увы, сама группа «Война» к фильму отнеслась резко негативно: Олег Воротников заявил, что у режиссера не было никаких прав на съемку, а само кино не выдерживает никакой критики.
На Берлинале показали грандиозную ретроспективу «Красная фабрика грез», в которую вошли картины советско-немецкой кинофабрики «Межрабпом-фильм», работавшей с 1921 по 1936 годы. Часть показов шла в сопровождении тапера. В знаменитом театре-варьете «Фридрихштат-Паласт» отреставрированную копию фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, снятого им в 1928 году, представили в сопровождении Симфонического оркестра Берлинского радио. На площади перед театром зрителей почему-то встречали громкой музыкой, врубив хорошо знакомую советским людям песню «Даром преподаватели время со мною тратили».
В основном конкурсе Берлинале принимал участие фильм американского режиссера Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», спродюсированный Александром Роднянским, для которого это первый опыт работы в США. События происходят в 1969 году в Алабаме и погружают в историю, где переплелись непростые отношения новой и прежней семьи женщины, которую привезли хоронить из Британии в США. На пресс-конференции Александра Роднянского спросили о том, чем отличается работа в американском и российском кино. Ответ шокировал журналистов. По словам господина Роднянского, американский режиссер, работая над картиной, все пропускает через свою душу, личный опыт, ничего не бывает случайным для него. В российском же кино все подчинено другим законам. А мы-то привыкли думать, что это у нас все на грани боли и надрыва души, а у американцев – сугубо профессиональный подход, и ничего личного.
Главной звездой Берлинале, пожалуй, стала бывшая жена Торнтона Анджелина Джоли. Во внеконкурсной программе участвовала ее дебютная картина «В краю крови и меда» о любви серба и боснийки во время балканской войны 15-летней давности. Джоли, будучи послом доброй воли ООН, немало поездила по миру – по горячим точкам, лагерям беженцев, после чего и загорелась этой темой. Картина, мягко говоря, получилась скромная, но интерес к ней был максимальным. Членом группы поддержки Джоли, кстати, был и нынешний ее муж — Брэд Питт.
Открывала фестиваль франко-испанская историческая драма «Прощай, моя королева» Бенуа Жако с немецкой актрисой Дианой Крюгер в роли Марии-Антуанетты. События происходят в 1789 году, в первые дни Французской революции, показанной глазами рядовых и высокопоставленных обитателей Версаля. Диана Крюгер с ролью истеричной королевы с лесбийскими наклонностями и печальной судьбой вполне справилась, но особого энтузиазма на фестивале фильм все же не вызвал.
Изабель Юппер сыграла не менее экстремальную роль миссионерки, захваченной исламскими сепаратистами в конкурсной картине филиппинского режиссера Бриллианте Мендозы «Пленница». Увы, фильм не спасла даже звезда такого уровня. Мендоза, надо сказать, своего рода феномен: он выдает каждый год по картине одна хуже другой, но при этом до сих пор не сброшен с пьедестала азиатского самородка, на который его возвели киноэксперты, и по-прежнему является главным представителем кинематографии свой страны на фестивалях в Венеции, Канне и Берлине.
Главную награду — «Золотого Медведя» — жюри во главе с британским режиссером Майком Ли присудило картине итальянских классиков братьев Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть». Отбывающие наказание заключенные так вживаются в полученные роли в пьесе Шекспира «Юлий Цезарь», что забывают о реальности и живут в мире античных страстей. Снимались у Тавиани непрофессиональные актеры, реальные заключенные римской тюрьмы. Интересно, что «Серебряного Медведя» за лучшую женскую роль удостоена опять-таки непрофессиональная актриса Рэйчел Мванза родом из Конго. Канадский режиссер Ким Нгуен заметил ее на улице и пригласил в свой фильм «Бунтарка», посвященный гражданской войне в Африке. Неожиданным были и присуждение приза за лучшую мужскую роль актеру Миккелу Фольсгарду, сыгравшему слабоумного короля Дании Кристиана VII в картине «Королевское дело» Николая Арселя. Рядом сияла другая скандинавская звезда – актер куда более именитый Мадс Миккелсен, — но искушенное жюри сделало свой выбор. Немец Кристиан Петцольд, снявший «Барбару», удостоен «Серебряного Медведя» за режиссуру. Для него по-прежнему актуальна тема водораздела Восточной и Западной Германии, драматического переезда из одной части страны в другую, заканчивающегося трагически. Симпатичная франко-швейцарская картина «Сестра», снятая Урсулой Майер, удостоена спецприза жюри и рассказывает о жизни 12-летнего подростка, живущего без присмотра взрослых и промышляющего воровством в фешенебельном лыжном курорте в Альпах. Оказывается, и в благополучных странах существуют проблемы, напоминающие ситуацию на задворках мира.
Мерил Стрип получила на Берлинале «Золотого Медведя» за вклад в киноискусство. Русские журналисты подарили ей матрешку с ее собственным лицом, что забавно смотрелось с учетом участия актрисы в «Железной леди» Филлиды Ллойд. Там она сыграла Маргарет Тэтчер, до тонкостей повторив ее манеры и скопировав черты лица. История получилась не очень приятная, физиологическая, но портретное сходство актрисы и ее героини поразительно. Пенсионерка Тэтчер никому не нужна, ее не узнают в магазинах, куда она приходит, как рядовая старушка. Живет воспоминаниями о славном прошлом на посту премьер-министра Великобритании. В молодые годы она совсем уж банальная и заурядная особа, ничто не предвещает последующего взлета. Мелькают картинки, страны, люди, получается всего лишь иллюстрация легендарной биографии. Непонятно даже, чего ради затеяна эта история. Но сколько бы ни ругали Берлинале за низкий уровень программ, там всегда есть что посмотреть, а уж если сравнивать с текущим репертуаром наших кинотеатров, в Берлине обнаруживается собрание подлинных шедевров.
Текст: Светлана Хохрякова