Почти на каждой иммигрантской вечеринке, на которой я бывал в последнее время, обсуждался вопрос: как и где найти работу? И это понятно — по официальной статистике, каждый четвертый взрослый иммигрант, приехавший в Канаду в последние три года, — безработный! А по собственному опыту и впечатлениям друзей я также знаю, что большинство этих безработных «новых канадцев» — люди с хорошими карьерами, солидным багажом профессиональных достижений и нередко двумя или тремя высшими образованиями. Как правило, обсуждение темы поиска работы никогда не утихает — ведь почти каждый иммигрант рано или поздно во время поиска работы слышит от своих потенциальных работодателей парадоксальные и даже абсурдные замечания.
К примеру, недавно меня сильно удивила история французского кондитера, переехавшего в поисках новой жизни в Онтарио и явившегося устраиваться на работу в одну из местных французских кондитерских. Каково же было удивление этого соискателя, когда после подробного расспроса о его кондитерском образовании (полученном в одной из известных кулинарных школ Франции) и об опыте работы (в одной из кондитерских Прованса), ему заявили, что взять на работу не могут, поскольку у него отсутствует опыт работы в канадских кондитерских и нет никакого канадского образования! «Как будто канадские круассаны или эклеры прославлены больше французских и в Канаде их пекут по-другому!» — гневался неудавшийся соискатель.
Международное образование и опыт работы назывались среди причин, по которым Майкл Игнатьев, лидер одной из трех «главных» партий Канады, Либеральной, не смог стать премьер-министром во время выборов весной 2011 года. Канадец русского происхождения (его прадед стал последним министром образования при Николае II), господин Игнатьев в течение многих лет жил в Великобритании и США — работал в таких легендарных университетах, как Кембридж, Оксфорд и Гарвард. Но, как утверждали многие обозреватели, простые канадцы воспринимали его международное образование и опыт работы за пределами в Канаде не как преимущество, а как изъян! «Безусловно, он умен и образован, но долгие годы отсутствия в Канаде, скорее всего, сказываются на его способности правильно воспринимать происходящее здесь» — приблизительно так думал средний канадский избиратель.
Удивительно, но схожие проблемы возникают в Канаде и у людей творческих профессий. К примеру, несколько недель назад один известный европейский театральный художник вспоминал, как несколько лет назад обходил канадские театры в поиске работы: «К тому времени за плечами у меня было больше десяти спектаклей в крупных европейских театрах. Мои собеседники хвалили мои работы, однако заканчивалось все одной-единственной фразой: «Но у вас же нет никакого опыта работы в канадском театре!» После получения паспорта, я, конечно, тут же уехал из Канады и теперь много работаю с самыми известными театрами в Европе».
Специалист по рекрутингу, к которому я обратился за комментарием, оценил ситуацию с поиском работы в Канаде так: «Во-первых, вам приходится преодолевать предубеждение против выходцев из Советского Союза, оставшееся со времен холодной войны. Во-вторых, из резюме канадцы не могут определить, насколько хорошо вы владеете английским или французским. В-третьих, чтобы получить первые несколько предложений по работе, вам придется умерить свои аппетиты по зарплате — ведь ситуация на рынке и среди канадцев не очень простая. Они дадут вам шанс, только если на вас можно будет сэкономить». А больше всего проблем, добавил он, возникает у людей, уже успевших добиться профессионального успеха за пределами Канады: «Дядя Джон, который почти не выезжал за пределы Канады, сто раз подумает, прежде чем нанимать человека, успевшего профессионально реализоваться за границей. Ведь такими людьми сложнее командовать».
На следующий день после этого разговора на глаза мне попалась статистика о вкладе малого бизнеса (иными словами, бизнеса «простых дядей Джонов») в экономику Канады. Выяснилось, что в 2011 году в малом бизнесе было занято 48% всех работников частного сектора. Выходит, половина потенциальных работодателей в частном секторе смотрит на кандидата-иммигранта с точки зрения его дешевизны и управляемости. А с умом, талантом и международным опытом лучше обращаться к другой половине.