Борьба за прозрачность

Борьба за прозрачность

15.05.2015 20:26
15036
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

В чем же суть протестов? Студенты, в частности, недовольны планами дирекции закрыть нерентабельные отделения редких языков, оставив лишь английское, французское, испанское, немецкое и русское. Особое возмущение вызвала идея организации на базе университета коммерческого лингвистического центра, где остальные языки можно будет изучать за дополнительную плату.

Подобные реформы стали нередким явлением в Нидерландах. Связаны они с тем, что финансирование вузов определяется количеством выданных дипломов. Полученные средства распределяются между факультетами и в дальнейшем между отделениями. Обучение одного студента на отделении, где учится всего несколько десятков человек, стоит намного дороже, чем на более популярных. Взять хотя бы расходы на преподавателей: вне зависимости от того, читает профессор лекцию сотне студентов или лишь десяти, платить ему нужно одну и ту же сумму. Не подвергая сомнению финансовое обоснование этого решения, поскольку дефицит бюджета университета превышает 10 млн евро, студенты не соглашаются с самим подходом к проблеме: качество образования и право на выбор, по их мнению, не должны зависеть от бухгалтерских отчетов.

Студенты также требуют повышения прозрачности операций с вузовской недвижимостью, особенно при продаже исторических зданий, принадлежащих университету. Для этого предлагается привлекать студентов к управлению, например, включая их представителей в состав наблюдательного совета (НС) и исполкома университета. Сейчас члены НС назначаются министром образования, а исполнительный комитет формируется из лиц, занимающих в вузе определенные должности — например, в него автоматически входит ректор. Студенты же настаивают на введении прямых выборов в эти органы. Организаторов протестов поддержали многие преподаватели, так и не получившие обещанных постоянных контрактов, а также те, кто не видел возможности эффективно сочетать исследовательскую деятельность с преподаванием. Многие голландцы разделяют недовольство протестующих рыночной системой управления, которая все активнее заменяет социально ориентированную модель в таких областях, как образование, здравоохранение, обеспечение жильем.

Стоит ли желающим поехать учиться в Голландию остановить свой выбор на одном из других вузов, пока университетская жизнь в Амстердаме не вернется в спокойное русло? Необязательно. Во-первых, география движения за прозрачность и демократизацию вузов быстро расширилась благодаря группам, созданным в остальных университетских городах, от Гронингена на севере до Тилбурга на юге страны, так что те или иные изменения ожидаются везде. Во-вторых, реформы образования в Нидерландах – обычное дело, и преподаватели привыкли работать эффективно даже в условиях нестабильности. Тем более что протесты протестами, но расписание аккредитаций никто не отменял, а именно они являются залогом качества.

Хотя министр образования Нидерландов и предложил университетам провести демократические реформы, а исполнительный совет Амстердамского университета составил программу удовлетворения требований студентов, последние намерены до конца бороться за то, чтобы были учтены все детали их предложений.

Текст: Анна Прийдак