Андрей Колбин
В 10 часов утра в субботу выехали из Москвы. Почти 400 километров по трассе М1 до Смоленска оказались не так сложны, как мы ожидали. Местами дорога разбита, но буквально на двух-трех небольших участках, так что ехали быстро и почти не устали. Оказалось, что Смоленск находится в стороне от трассы, и заезжать в него был смысл, только если проводить там хотя бы несколько часов, а лучше остаток дня. Не в этот раз. Еще 80 километров, и мы уже подъезжаем к границе. Длинную очередь большегрузного транспорта ближе к пропускному пункту пришлось объезжать по встречке: фуры заняли обе полосы и не оставили нам других вариантов. Процедура прохождения границы выглядела следующим образом: остановились перед знаком Stop, таможенник посмотрел на номера автомобиля и, увидев, что они российские, махнул рукой – проезжайте.
Мне рассказывали, что как только пересекаешь границу, дорога мгновенно из Золушки превращается в принцессу, и наступает счастье. Границу мы пересекли, и даже проехали пару километров, но счастье к нам не спешило. Более того, дорога здесь была заметно хуже, чем перед въездом на территорию Беларуси. Мы даже начали шутить по этому поводу, спрашивали по рации у второго экипажа: “Как вам немецкие дороги?” Но в какой-то момент шутки потеряли свою актуальность: под колесами авто был настоящий немецкий асфальт – идеально ровный, равномерный по фактуре и, что совсем уж невероятно, без какого-либо намека на ямы или колею, хотя многотонные фуры проходят здесь одна за другой. Погода была облачная, с неба сыпался мокрый снег, и когда щетки в очередной раз сработали, чтобы смести тающую кашу с ветрового стекла, я понял, что слышу, как работают “дворники”, но не слышу шума колес…
Нас предупредили о высоких штрафах за нарушение правил в Беларуси, и, глядя на ровное и очень спокойное движение машин по трассе, мы даже не пытались это спокойствие нарушать. Тем более что на М1, проходящей через всю страну от российской до польской границы, практически везде легковым автомобилям разрешено двигаться со скоростью 120 км/ч. Кстати, здесь мне впервые удалось по-настоящему оценить удобство круиз-контроля: выставил по показаниям GPS-навигатора скорость 127 км/ч, включил эту чудо-функцию – и большую часть пути просто держись за руль. Так можно проехать не одну сотню километров, жаль только, что шенгенские визы у нас были не у всех.
Мимо нас проплывали аккуратно расчерченные поля, где-то заснеженные, где-то с уже пробивающейся зеленью, и на жителей мегаполиса эти виды подействовали очень сильно. Разговоры прекратились, и только изредка из рации слышалось: “Смотрите, а снег у обочины белый!”, “А это что за штуки на полях?” – «Это заграждения такие, чтобы снег не уходил с полей, а таял прямо на них”.
Очень удивили автобусные остановки, которые размещаются не на трассе, а в боковых карманах по обе стороны от нее. Очень просто и правильно. Так же сделаны и небольшие зоны отдыха, которые встречались достаточно часто, причем примерно за пару километров до съезда в такую зону обязательно установлены знаки “Зона отдыха” и “WC”. Жаль только, заправочные станции попадаются гораздо реже, и поэтому ни в коем случае не стоит ждать, когда у вас загорится лампочка, предупреждающая о том, что топлива осталось мало. Лучше заправляться, когда выкатана половина бака. Однажды, прозевав этот момент, мы сильно рисковали, двигаясь почти без топлива и не зная, дотянем ли до следующей заправки. В итоге заправляться пришлось на сельской станции в полутора километрах от М1, и, несмотря на то что вид у нее был устрашающий и ничего, кроме 92-го бензина, не было, мы радовались, что не застряли в пути с пустым баком.
Главная трасса Беларуси проложена так, что все города и села находятся в стороне от нее. Поэтому около 18 часов по московскому времени, то есть около 17 по местному, мы проехали съезд в сторону Минска и двинулись дальше на запад, пообещав столице, что заедем на обратном пути. Но прежде чем попасть в Брест, нам пришлось все-таки съехать с трассы в город Барановичи, чтобы поменять российские рубли на белорусские до того, как закроются все банки.
Увиденное в Барановичах оставило у нас какое-то странное ощущение. С немецких дорог мы слишком быстро вернулись в глубинку России: сильно потрепанный уездный городок, дороги в котором разбиты настолько, что ехать почти невозможно. Поменяв деньги в единственном работающем в это время вокзальном обменном пункте, мы вернулись на трассу в смешанных чувствах: великолепные пейзажи и дороги никак не вязались с тем, что мы видели буквально 10 минут назад.
Углубиться в мрачные мысли нам не дала погода. Начался сильный снегопад, мокрый снег мгновенно лег на дороге слоем в несколько сантиметров и начинал смерзаться. Двести километров, то есть примерно два часа активной езды по снежному покрытию, с шумом разлетающемуся под колесами, и мы въезжаем в город-герой Брест. На ночь остановились в гостинице “Беларусь”, а утром отправились в Брестскую крепость, до которой от центра города всего один километр. Рассказывать о крепости я не буду, сюда нужно приезжать и смотреть все самому.
В воскресенье около двух часов дня мы уже выезжали из Бреста обратно на трассу М1. Но в Минск в этот день мы не попали, потому что по дороге свернули в сторону городка Мир, прочитали перед поездкой о том, что там есть какой-то особенный замок. Собственно городок – это замок, костел, три кафе, гостиница, несколько магазинов, пара отделений банков, автостанция и несколько десятков одноэтажных домов. Но улица, по которой въезжаешь в город, выглядит по-настоящему европейской. Справа – тот самый замок, перед которым, как нам расскажут позже, проклятый пруд, слева – недавно построенное, но отлично стилизованное под старину кафе, а чуть выше по изогнутой улице виден костел.
За ужином в кафе милая женщина-официант рассказала нам, что пруд перед замком был вырыт по приказу князя Радзивилла на месте великолепного сада. Князя предупреждали, что сад трогать нельзя, но он не стал слушать, приказал вырубить деревья и вырыть пруд для своей возлюбленной. А когда лесорубы, придя рано утром, сказали, что у них руки не поднимаются сделать это, разгневанный Радзивилл выхватил топор у одного из них и стал рубить цветущие деревья сам. С тех пор в роду князя началась череда бед и несчастий, а проклятое озеро по сей день каждый год забирает по несколько жизней, и так будет до тех пор, пока оно не заберет столько душ, сколько было в саду деревьев…
Когда мы вышли из кафе, уже смеркалось, и на городок опускался туман. Надо ли говорить, что уехать из волшебного места в эту ночь мы просто не смогли: остановили нас, конечно же, не колдовские силы, а необычайное очарование городка Мир.
В Минск мы попали в середине следующего дня, и за несколько часов, проведенных в нем, смогли понять лишь, что он не похож на российские города. Много в нем осталось от советских времен, но хватает там и совсем не русских, а скорее, европейских или прибалтийских архитектурных элементов, да и атмосфера совсем иная – чуть более цивилизованная и спокойная.
Снова трасса М1, около часа пути, и мы уже проезжаем пограничный пункт. После белорусских дорог сотни километров, которые предстоит проехать до Москвы, покажутся нам сложными и небезопасными.