Звездный остров

Звездный остров

03.10.2011 15:09
7550
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

68-й Венецианский кинофестиваль открылся фильмом Джорджа Клуни «Мартовские иды». Сам Клуни честно отработал привычную роль украшения звездной дорожки и самого завидного холостяка Голливуда. При этом он по-прежнему снимает серьезное кино: его новая картина рассказывает о политических играх, губительных для человеческой души.

В основном конкурсе «Венеция 68» представлены были имена, годящиеся для доски почета, слегка разбавленные не столь знаменитыми итальянцами и дебютантами. Тут и «Жизнь без принципов» Джонни То, и «Киллер Джо» Уильяма Фрадкина, и «4:44 Последний день на Земле» Абеля Феррары, и немецко-британский «Шпион, выйди вон!» шведа Томаса Альфредсона, где помимо таких звезд, как Гари Олдман и Колин Ферт, в ролях советских шпионов времен «холодной войны» снялись Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. Россию представлял «Фауст» Александра Сокурова, снятый на языке Гете. Жюри возглавлял американский режиссер Даррен Аронофски, чей фильм «Черный лебедь» год назад участвовал в главном конкурсе Венеции.

В программе «Горизонты», с недавних пор представляющей так называемые новые тренды мирового кино, показали российские картины «Бирмингемский орнамент» Андрея Сильверстова и Юрия Лейдермана и «Из Токио» Алексея Германа-младшего. В программе «Дни Венеции» участвовал «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой по сценарию Ольги Дыховичной, которая сыграла в нем главную роль. Картина произвела впечатление на европейскую публику, в то время как многие российские критики обвиняли ее в подражании как раз европейским образцам.

Самыми горячими стали первые фестивальные дни. Состоялась премьера фильма Романа Полански «Резня», на которую сам режиссер не приехал: между Италией и США существует договор об экстрадиции, и с классиком, преследуемым в США за давнее сексуальное преступление, могло случиться всякое. Так что картину представляли актеры во главе с Кейт Уинслет. На пресс-показ «Резни» не прорвались даже аккредитованные журналисты, что само по себе чрезвычайное для фестиваля обстоятельство. Теперь все пророчат фильму «Оскары» хотя бы за яркие актерские работы той же Кейт Уинслет и Джоди Фостер.

Мадонна показала вне конкурса свой второй режиссерский опус — «W.E». Надо заметить, он сделан куда профессиональнее ее дебютной картины «Грязь и мудрость», представленной в 2008 году на Берлинале. Мадонна на сей раз заинтересовалась любовной историей Эдварда VIII, отрекшегося от престола в пользу брата. Один из героев фильма в современной его части – русский охранник аукциона «Сотбис» по имени Евгений. Он не только красив, но интеллигентен, благороден, играет на фортепиано, превосходно ухаживает за девушкой — редкий случай появления в американском кино хорошего русского парня.

Главную награду фестиваля — «Золотого Льва» – жюри единогласно присудило картине Александра Сокурова «Фауст», которая была названа «фильмом, способным изменить человека». Ей же свое предпочтение отдало и экуменическое (католическое) жюри.

Сокуров, будучи самым известным российским режиссером современности, до сих пор не имел награды такого класса. Свой замысел он вынашивал с 1980 года, когда задумал тетралогию: «Молох» — «Телец»- «Солнце»- «Фауст». Над последним фильмом работа шла два года, он стал самым масштабным и дорогостоящим (бюджет – $9 млн) проектом Сокурова. В группе работали представители 38 стран, а снимал «Фауста» французский оператор Брюно Дельбоннель, известный по картине «Амели» и проекту о Гарри Поттере. Актеров искали по всей Европе, и в итоге Фаустом стал театральный актер из Германии, дебютант в кино Йоханнес Цайлер. По словам Сокурова, восхищенного работой с Цайлером, он искал живое воплощение Фауста, не мифологического героя, а человека с судьбой, свойственной любому смертному. Сценарий написан Юрием Арабовым, который с текстом Гете обошелся довольно смело. Самые впечатляющие кадры – в финале фильма: гейзеры, снятые в Исландии, обладают такой природной мощью, за которой человеку не угнаться.

На приеме в честь «Фауста», устроенной на террасе отеля Excelsior, Александр Сокуров обходил гостей с бокалом вина и благодарил всех вне зависимости от того, понравился им фильм или нет. Поддержать его приехали коллеги из Москвы и Петербурга во главе с Алексеем Учителем.

Почетную премию на фестивале вручили Аль Пачино, который представил свою внеконкурсную картину «Дикая Саломея». Пачино сыграл роль царя Ирода в спектакле по пьесе Оскара Уайльда, а в фильме просто запечатлел процесс работы над ролью. Роль Саломеи досталась рыжеволосой красавице Джессике Честейн, сыгравшей в картине Терренса Малика «Древо жизни» жену героя Брэда Питта. Аль Пачино, по всей видимости, ею сильно увлечен, и энергия этого чувства бьет через экран. Появление легендарного актера на звездной дорожке с молодой актрисой только подтверждает догадки.

Экранизаций в Венеции было много. Все они оказались весьма вольными, что не помешало передать всю прелесть первоисточника. «Грозовой перевал» британского режиссера Андреа Арнольд, которая не так уж и давно дебютировала фильмом «Красная дорога», — адаптация культового для Европы романа Эмили Бронте. Акценты сделаны неожиданные, на злобу дня. Главный герой в версии Арнольд стал темнокожим и у кого-то даже вызвал ассоциации с Обамой. В этой картине нашла отражение популярная идея, прошедшая через целый ряд венецианских картин: зло неминуемо влечет за собой зло. Если человека унижали, то и сам он при первой возможности будет унижать других. Оператор «Грозового перевала» Робби Райан отмечен премией «Озелло» за художественные достижения.

Потоком проходили перед зрителем странные, полубезумные, а то и недоразвитые герои — надо полагать, это знак времени. В «Темной лошадке» американского режиссера Тодда Солондза – тридцатилетний громила, живущий с любящими родителями, играет в игрушки и влюбляется в девушку, у которой в голове не менее странный парень Махмуд и которой, понятное дело, не до толстого дурня. Но и сама она с легким приветом, впрочем, как и мамаша главного героя. Солондз, любимец кинематографической прессы, снял нечто в духе самого примитивного ситкома, а вот хотел ли он этой преднамеренной простоты или нет — понять трудно.

Награды за лучшую мужскую роль, Кубка Вольпи, был удостоен, пожалуй, самый яркий актер фестиваля да и своего поколения —Майкл Фассбендер. Он сыграл и в превосходной картине Стива Маккуина «Стыд», и в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга.

Герой «Стыда», заурядный клерк, кажется, не знает, на что потратить жизнь. Он проходит все круги страсти и даже разврата, доступные жителю большого города. Он продал душу дьяволу, почти как Фауст. Но как тут не вспомнить слова Сокурова о том, что дьявол – глупое, примитивное существо, а человек – умное и порочное до такой степени, что трудно понять, где та граница, которую он не сможет переступить.

У Кроненберга Фассбендер в образе Карла Густава Юнга лечит пациентку русско-еврейского происхождения Сабину Шпильрейн, которую сыграла Кира Найтли. С душевным недугом барышни Юнг борется при помощи изощренного секса с насилием. А потом его подопечная переходит в ведение Зигмунда Фрейда, роль которого исполнил великолепный Вигго Мортенсен. И эксперименты над ней продолжаются…

Другая любовная пара в исполнении Моники Беллуччи и Луиса Гарреля в картине его отца Филиппа Гарреля «Лето страсти» произвела комическое впечатление. Интересно, что в Венеции Беллуччи была в отличной форме, как всегда красива и стройна, а на экране мы увидели дородную героиню. Происходящее в фильме воспринималось как преднамеренная игра, шутка старшего Гарреля, но он не шутил. А сама Беллуччи просто топорно исполнила свою роль.

Объявленная фильмом-сюрпризом картина китайского режиссера Шанцзюна Цая «Люди горы, люди моря», могла бы стать роковой для него самого. Лидо, где проходит фестиваль, все-таки остров, поэтому любая непогода здесь оборачивается неприятностями. Разбушуется вода в лагуне — тут же пропадает интернет и отключается электричество. В прошлом году даже повалило ветром фигуры крылатых львов, украшающих фестивальную территорию. Вот и теперь из-за сбоев с электричеством назначенный на девять утра показ китайской картины не состоялся. А вечером, когда съемочная группа и директор фестиваля Марко Мюллер пришли на официальную премьеру, случилось нечто невообразимое. Минут через 30 после начала показа начался массовый исход зрителей из кинозала. В какой-то момент показалось, что это саботаж, о причинах которого можно было только догадываться (кстати, картина попала в конкурс вопреки мнению официального Китая, который ее не жалует). В то время как одна половина зала уходила, другая не понимала, что происходит. Людей охватила паника. Дали свет, показ остановили. Оказалось, что во время показа запахло паленым — часть зрителей предположила, что это теракт, и решила эвакуироваться. Тревога оказалась ложной – всего лишь сгорел светильник на стене. Минут через 20 сеанс возобновили. «Люди горы, люди моря» получили «Серебряного Льва» за режиссуру.