Время продавать рукописи

Время продавать рукописи

07.11.2011 14:44
3538
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вечный спор о том, должна ли культура дотироваться государством или она может и должна приносить доход, I международный конгресс «Культура как ресурс модернизации» возобновил на принципиально ином – инновационном уровне. Конгресс, организованный ЮНЕСКО при поддержке Совета Европы и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС), предложил компромиссный подход, который уже опробовали многие европейские, а также некоторые российские города.

«У культуры двойственная природа: с одной стороны, она относится к сфере духовности, с другой – культурные ценности могут быть и экономическими, – считает Гиомар Кано, эксперт отдела разнообразия форм культурного самовыражения ЮНЕСКО. — Задача современного государства в том, чтобы создавать рынок, на котором люди могли бы покупать культурные продукты. Какой смысл хранить культуру в замкнутом пространстве музеев и хранилищ, где ею никто не пользуется? Ведь если она не востребована, то она и не развивается. Помните у Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»? Так вот, если не продавать рукописи, вдохновение себя исчерпает «.

Конкуренция городов

Именно этот путь – повышение финансирования государством культуры и стремление превратить ее в отрасль экономики – и выбрали в свое время культурные столицы Европы, а затем попытались передать его странам СНГ. Пока критериям создания индустрии культуры соответствуют лишь две страны Содружества – Казахстан, уже несколько лет не жалеющий ассигнований на эту сферу (в частности, в 2011 году государство выделило на нее сумму, эквивалентную почти 65 млрд рублей), и Россия, которая откажется от остаточного принципа финансирования культуры в 2012 году и вложит в нее 94 млрд руб. Идея же создания и развития культурной индустрии не нова: создание точек роста – культурных столиц, которые бы служили локомотивом развития, притягивая к себе и культивируя ростки нового и талантливого – в Европе началось еще в 70-80-е годы. Именно тогда жителям городов ЕС стали внушать простую мысль: чтобы быть культурным, не обязательно жить в столице. С этого начиналась громкая история фестивальных «провинциальных» городов Европы – Канна, Авиньона, Гейдельберга и еще доброго десятка культурных столиц ЕС. Эту же схему модернизации культурной жизни ЮНЕСКО предлагает России и СНГ.

Именно в Ульяновске был запущен механизм создания проекта «Культурные столицы СНГ». Правда, сразу же – с полемикой и конкуренцией за право получить этот статус. Представители стран Содружества в числе претендентов на статус культурных столиц называли свои главные города – Киев, Астану, Бишкек. Но возник вопрос, как быть с формальными критериями, которым должны соответствовать потенциальные культурные столицы СНГ (культурная инфраструктура должна меняться в пользу провинции, а кроме того, должен вестись точный подсчет низовых контактов между деятелями культуры и новых произведений современной культуры, которые дал или даст тот или иной город). Впрочем, эксперты ЮНЕСКО и Совета Европы почти сразу вмешались в полемику между претендентами и предостерегли Содружество от повторения их ошибок. Так, в свое время Совет Европы отказал Парижу, Афинам и Копенгагену в статусе культурных столиц именно из-за их столичного статуса. А потом стал обращать внимание на то, что их культурные мощности и инфраструктура простаивают.

«У меня тоже сердце разрывается между Алма-Атой и Астаной, — говорит Мухтар Кул-Мухаммед, министр культуры Казахстана. — Но Астана, в которой создана инфраструктура, требует подпитки и культурного наполнения».

Еще поэтому, когда Армения предложила дать Еревану статус культурной столицы СНГ в 2012 году, спорить никто не стал: в следующем году Армения отмечает 500 лет книгопечатания и становится мировой столицей книги. От Таджикистана культурной столицей может стать Куляб, в будущем году отмечающий 2700-летие, от Белоруссии – Гомель, от Украины – Одесса или Киев, от Киргизии – Ош. От России есть сразу несколько претендентов-конкурентов – Ульяновск, Пермь, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Томск, Нижний Новгород и Екатеринбург. Есть еще выжидающие Самарканд и Бухара в Узбекистане, Кишинев в Молдове, каспийские города Азербайджана. 

Культура как индустрия

Средневековый Шаргород – городок в Винницкой области с уникальной архитектурой и ремеслами, из которого Институт Восточной Европы делает фестивально-туристический центр, способный приносить доход в местный бюджет. Ставка сделана на то, что из ближайшего Киева туристы потянутся в средневековую сказку «Шаргород».

«Модернизируя регион, мы ищем новую модель потребления, которая позволит создать в городе новые рабочие места, — делится опытом Александр Погорельский, директор Института Восточной Европы. — Если хотите, мы создаем культурный бизнес-инкубатор – частные турфирмы, реставрируем усадьбы, музеи и кладбища, передаем их частным лицам. Кроме того, пытаемся занять местное население ремеслами – вышиванием, производством керамической посуды, сувениров, одежды в этническом стиле».

Как считают многие эксперты ЮНЕСКО, это верная тактика. Ведь в СНГ ощущается усталость как от некачественного ширпотреба из Юго-Восточной Азии, так и от престижного, но недоступного по цене импорта из ЕС. Вот в этот люфт и могут втиснуться новые культурные индустрии. Просто надо работать – нужны налоговые преференции (например, для местных дизайнеров); культура бизнеса, которому пришла пора вкладываться не только в «быстрые деньги»; наконец, уважение к бизнесмену, инвестирующему в культуру.

«С прорывов начали Петрозаводск и Ульяновск, — говорит Елена Зеленцова, научный сотрудник Московской высшей школы социально-экономических наук (МВШСЭН). – Так, в Карелии к возрождению сувенирной продукции применили принцип IKEA — сувениры «заточили» под потребности современной жизни. И получили неплохой результат: сувенирную продукцию – варежки, шапки, скатерти, свечи и прочее – охотно покупают не только туристы, но и местные жители».

Однако, как признают многие эксперты, рынок потребления такой продукции в России и Казахстане пока узок, а на Украине, в Белоруссии и других странах СНГ практически уперся в потолок своих возможностей – как из-за низких доходов населения, так и из-за продолжающегося оттока своих граждан за границу. Кстати, и из России платежеспособное население уезжает. Так, по данным Росстата, в 2010 году из РФ уехали около 144 тысяч человек, а на место каждого из них приехали 16 мигрантов. Поэтому еще одна задача создания культурных индустрий – удержать в стране образованных людей, дав им возможность заниматься своим делом, а не только тем, что диктуют сиюминутные потребности рынка.

Пока же, как признают участники конгресса, модель взаимопонимания между бизнесом и государством, между бизнесом и рождающимися в муках культурными индустриями, не найдена – ее-то и предстоит сформировать культурным столицам СНГ. А города, которые станут такими столицами в 2012 году, будут определены до конца года текущего – так решил конгресс.

Текст: Владимир Емельяненко
Фото: Наталья Львова