Илья Лагутенко
Еще совсем недавно в Пекине можно было воспользоваться услугами нелегального рикши – попросите его доехать от станции Дунжи мер (той, что рядом с Шелковым рынком и посольским районом) до площади Тянь Ань Мэнь. На автобусе или такси этот путь займет три-пять минут по центральной улице, блещущей вывесками и стеклом-бетоном. А рикша нырнет в дыру в стене, и вы очутитесь в старых хутунах, чем-то напоминающих одесские дворики или ту самую Миллионку – старый район Владивостока, который исторически заселяли китайцы. Эти хутуны похожи на людские муравейники, где кипит своя жизнь: люди бреются прямо на улице перед осколками зеркал, стирают и сушат белье, здесь же мочатся дети. Не бойтесь, что тут и вас бросят на растерзание – китайцы очень осторожно, по-доброму относятся к иностранцам.
Если хотите побывать на Китайской стене, лучше не берите экскурсию в Пекине, иначе попадете в человеческую пробку: миллионы туристов со всего мира, и вы – лишь один из них. Гораздо интереснее сесть на электричку и за несколько часов доехать до провинциального города, где Стена стоит не тронутая реконструкциями и действительно поражает бесконечностью и величием человеческого труда. Я в свое время побывал в городе Датуне – всего 12 часов в сидячем вагоне, и вы там. Зато дешевле, чем на метро прокатиться. Это, кстати, не самое большое мое путешествие на китайском поезде. Если захотите сверхэкстремальной ситуации, берите билет в сидячий вагон жесткого типа (Инцзо), скажем, накануне какого-нибудь национального праздника и проделайте путь из Цицикара до Гуанчжоу – трое-четверо суток, и вся страна как на ладони, да еще и в обществе самых настоящих китайцев! Бесконечные беседы на языке жестов и ответы на вопросы, откуда вы и куда. Нужно отдать должное Китаю, времена меняются, и сейчас, например, самый быстрый поезд в мире находится в Шанхае – прокатиться на нем можно за несколько долларов, но пока – только из аэропорта.
Серфинг в Китае
Поскольку я вырос во Владивостоке, я с детства испытывал страсть к любым водным видам спорта, в том числе к серфингу. Я увлекся им довольно давно, хотя своим друзьям-серферам говорю, что я – всегда начинающий. Мой уровень растет очень медленно. Они за год умудряются продвинуться очень далеко, а я то же самое буду учить лет пять, наверное. Но все равно я это дело очень люблю и с удовольствием катаюсь всюду, где есть океан и хорошая волна.
В Китае таких мест несколько. Самое популярное из них – остров Хайнань – настоящая Мекка для серферов. Они съезжаются сюда со всех концов планеты. Много тут ребят и из России. Но все же больше всего здесь местных серферов – это настоящие отчаянные парни, “горячие головы”!
Хайнань – единственный остров в Китае с тропическим климатом. Лето здесь круглый год. Очень живописная природа, отличная кухня. Самое популярное место – бухта Додунхай – тут много клубов, баров и харчевен, в которые из прибрежных акваторий привозят свежайших ракушек, омаров, мурен и прочую аппетитную морскую живность. Готовят ее тут же, на открытом огне, как правило, не более пяти минут, щедро сдабривая разными приправами и соусами.
Еще один популярный серферский спот расположен на острове Ланьтау, недалеко от Гонконга. Помимо пляжей, волн и красивой природы здесь есть и интересные достопримечательности – например, на территории красно-золотого монастыря Бо Линь находится огромный, 26-метровый Будда, восседающий на пьедестале в виде лотоса. Там же приятно погулять нехожеными тропами (таких, правда, мало осталось) и полюбоваться видами на холмы, поросшие зеленью удивительного изумрудного оттенка.
Гонконг
Я очень жалею, что не побывал в Гонконге до его объединения. Так случилось, что в то время, когда я жил в Китае, сделать это было довольно сложно: визу нужно было получать через английское посольство, и как-то не сложились обстоятельства. К тому же меня больше интересовала китайская глубинка. Я понимал, что если сейчас не съезжу, то больше никогда туда не попаду. Глубинка превратится в многоэтажную цивилизацию.
А про Гонконг я тогда думал, что это мировой центр. Рано или поздно и туда заеду. Но в Гонконг я попал только спустя довольно продолжительное время. И там, конечно, от былой развеселой жизни уже ничего не осталось. Поглощение этого города Китаем в принципе стало одним из самых значимых событий второй половины XX века. Круче, чем падение Берлинской стены. Это было громадное поражение, нанесенное старому новым, никому не понятным коммунистическим капитализмом.
Мне нравятся хорошо организованные мегаполисы. А в Гонконге сошлось все: пейзаж-ландшафт, цивилизация, поликультурное мультинациональное общество, Восток, который мне во многом близок… В этом городе меня устраивает и отношение к природе, и бизнес, и отдых. Гонконг, например, один из крупнейших портов мира, и еще там замечательные пляжи, где можно купаться. Здесь вообще много возможностей для развлечений: есть красивые парки, местный Диснейленд, океанариум с огромными рыбами, не говоря уже о крупном кинофестивале и фантастически красивом цветочном шоу, которое тут проходит при поддержке министерства культуры. Гонконг – это город, которым я восхищаюсь и в который часто возвращаюсь, могу поехать туда просто так. Знание языка позволяет мне раствориться в нем и чувствовать себя комфортно. Я прекрасно себя ощущаю и в переполненной китайской электричке, везущей крестьян на базар, и на какой-нибудь роскошной яхте среди сильных мира сего. Я могу ассоциировать себя и с теми, и с другими, и не испытываю сложностей по этому поводу. Если бы мне предложили построить город в любой географической точке, я построил бы именно Гонконг.
Китайская еда
Самое главное развлечение в Китае, центр китайской жизни, то светило, вокруг которого вращается вся остальная жизнь – это еда. Для китайцев вопрос еды практически экзистенциальный. Походам в ресторан уделяется огромное количество времени. Часто можно увидеть людей, которые уже за обедом начинают обсуждать, что они будут есть на ужин, или сравнивают трапезу с едой из других мест. В Китае огромнейший выбор блюд. То, что предлагается в китайских ресторанах – уму непостижимо в смысле разнообразия, которое превосходит все разумные пределы. Меню в китайском ресторане состоит из 30 страниц, где мелким шрифтом расписаны сотни блюд. Говорят, что в Китае можно есть в течение года, ни разу не повторившись, но я не удивлюсь, если срок этот будет еще более долгим.
Во время своих путешествий по русским котлетам я не тоскую, а вот по хорошей китайской еде – да. Ее ни в Европе, ни в Америке не сыщешь. Чтобы получить по-настоящему изысканное гастрономическое удовольствие, приходится ехать в Китай. Многовековая культура этой цивилизации дала миру не только порох и Конфуция, но и китайскую кухню. Жареных таракашек я ел, и саранчу тоже. За ними, говорят, будущее! Наступает продовольственный кризис, а белок мы запросто можем получить из пролетающих или проползающих мимо насекомых. Так почему бы не воспользоваться? Я вообще очень пытливый гастрономический исследователь. Впрочем, думаю, европеец меня не поймет, если я буду рассказывать о поедании кошек, тараканов и крыс.
Зато могу рассказать о традиционной китайской трапезе. Начинается она, как правило, с пиалы зеленого чая. Это многовековая традиция, очень приятная и эстетичная. Потом следуют различные закуски и горячие блюда, в перерыве между которыми могут подаваться сладости или выпечка. В китайской кухне очень много овощей, рыбы, птицы и мяса, чаще всего свинины. Изыски вроде акульих плавников или ласточкиных гнезд встречаются гораздо реже, в ресторанах или на банкетах, а вот в обычной, повседневной жизни китайцы предпочитают более традиционные продукты, из которых умудряются приготовить совершенно неожиданные блюда.
Китайское кулинарное искусство – одно из самых древних в мире. Еще Конфуций обучал ему простых смертных. А было это, на минуточку, в VI-V веке до нашей эры! Кстати, его рецепты до сих пор живы и пользуются большой популярностью, например, в провинции Шаньдун. Суть конфуцианской кулинарной концепции в единстве внешнего вида, аромата и вкуса блюд. А еще он очень бережно относился к цветовой гамме кушаний – тот еще был эстет! Существует легенда, согласно которой Конфуций любил руководить организацией пиров, для которых сам с удовольствием готовил, ловко экспериментируя с сочетанием продуктов. Именно он изобрел знаменитый суп из ласточкиных гнезд, да и вообще – многие супы в китайской кухне появились именно благодаря этому разносторонне развитому философу.
А еще в Китае очень популярны лунные пряники – обязательные подарки на праздник середины осени.
Вокруг этих пряников существует целая подпольная биржа, которая скупает у людей талоны на них по более низкой цене. Многие зачастую не хотят брать пряники, потому что они завалены ими по уши. Тогда вместо пряников стали для удобства раздавать талоны. Эти талоны предприятия выдают своим сотрудникам, их посылают поставщикам и клиентам… Люди не хотят их отоваривать, продают спекулянтам, которые по каким-то своим внутренним шкалам ценности оценивают их и перепродают другим людям. Разнообразие начинок в этих пряниках просто потрясающее. Но еще больше впечатляет разнообразие форм упаковки. Дошло до того, что правительство выпустило специальное постановление во избежание разбазаривания ресурсов: запрещено делать слишком шикарную упаковку – ее стоимость не должна в несколько раз превосходить стоимость пряника. Я встречал и совершенно абсурдную упаковку: размером метр на метр, а внутри бегали паровозики и плавали кораблики, перевозившие в грузовых отсеках маленькие пряники. С одной стороны, этот подарок выражает заботу и признательность, а с другой – показывает важность взаимоотношений. Если вы дарите более дорогой пряник (в эффектной упаковке), значит, вы цените эти отношения – особенно это касается рабочих контактов с клиентами и начальством. Для самих себя эти пряники никто не покупает.
Развлечения в Китае
Караоке
Кроме еды и походов в рестораны очень важным и центрообразующим развлечением в Китае является караоке. Караоке здесь бывает двух видов: с одной стороны, происходит общение с друзьями, поются какие-то песни, употребляется алкоголь, а другая сторона связана со сферой сексуальных услуг.
Китайцы не очень любят проводить свое время с незнакомыми людьми, в отличие от европейцев, которые часто приходят в бар, чтобы познакомиться там с кем-нибудь. Караоке приобрело такую массовую популярность потому, что позволяет провести время в своей закрытой компании и получить дополнительные удовольствия, помимо распития спиртных напитков.
Обычно люди приходят в караоке надолго – огромнейший выбор песен не дает заскучать. Китайцы не соревнуются в исполнении хитов, они просто поют и получают от этого дикое удовольствие. Несмотря на то что китайцы к алкоголю не сильно восприимчивы, они редко засиживаются до утра – не выдерживают. Обычно в караоке можно хорошо поесть и воспользоваться другими услугами типа массажа. Когда вас приглашают в караоке, надо попытаться с помощью нескольких кодовых фраз понять, в какой вид караоке вас зовут. Можно, например, деликатно спросить, “будет ли кто-нибудь на подпевках”, если нет – значит, вечер будет чистый, как горный ручей, и вас ожидает приятное общение с друзьями и веселые песнопения. Если же скажут, мол, позовем бэк-вокал – это означает, что будут приглашены девушки, которые будут не только петь, но и предлагать различными способами разнообразить ваш досуг.
Хлопушки Китайского Нового года
Одна из любимых китайских традиций – взрывать огромное количество хлопушек в Новый год. По всей стране ежегодно изобретаются новые виды хлопушек – это своеобразная гонка вооружений. То, что творится на улицах в Китае – невообразимо! Будто город подвергается бомбардировке или артиллерийскому обстрелу. Я думаю, в крупных городах рано или поздно запретят эти хлопушки, потому что в этом году, например, во время фейерверка сгорела 50-этажная гостиница при новом центре, который себе отгрохало Центральное Телевидение. Теперь, видимо, чтобы насладиться взрывами пиротехники, придется выезжать за пределы города.
Домашние вечеринки
В Китае не принято ходить друг к другу в гости. Отчасти это обусловлено давней традицией: довольно долго люди жили семьями в больших дворах, а для приема гостей отводились специальные залы, которых в современных квартирах, увы, не бывает. Другой причиной является то, что в Китае всегда было огромное количество забегаловок, и китайцы предпочитают встречаться именно там. Домашние вечеринки сейчас популярны только среди продвинутой молодежи, которая составляет тотальное меньшинство, связанное с андеграундом. Чтобы принять участие в таких вечеринках, нужно быть вхожим в музыкальную или околотворческую тусовку.
Национальные игры
Национальной игрой №1 в Китае является мадзянг, или, как произносят в России, маджонг. Эту игру иногда называют китайским домино, но с домино она имеет очень-очень далекое сходство, примерно как собака с динозавром. Интересно, что хотя официально эта игра не запрещена, во многих публичных местах она не приветствуется – например, студентам дают страшный нагоняй, если застают их за ней в университете. Причина в том, что играют в нее на деньги. Играть в мадзянг без денег – все равно что играть в покер на фантики. С другой стороны, китайцы, войдя в азарт, теряют всякое представление о времени и могут играть в мадзянг сутками напролет. Некоторые выдерживают двух-трехсуточные марафоны. Бытует некоторое количество историй, когда людей приходилось увозить от стола мадзянга к операционному, потому что не выдерживал мочевой пузырь. У тех, кто играет в азартные игры, есть примета, что если пошла удача, то нельзя вставать из-за стола, даже если очень приспичит. Вот они и играют, пока у них пузырь не разорвется. Играют на разные суммы. Мне они кажутся сказочными, не то чтобы миллионы, но суммы, которые они не могут себе позволить, например месячная зарплата за вечер. Играют в мадзянг в Китайский Новый год, который длится несколько дней.
Другой национальной китайской игрой являются карты – на улице постоянно можно увидеть мужичков, которые выносят доску и режутся в карты с небывалым азартом.
Из игр, которые мы могли бы классифицировать как подвижные, стоит отметить повальное увлечение бадминтоном в Китае. Люди могут просто встать посередине оживленной улицы и начать перекидывать друг другу воланчик. А еще часто можно встретить молодых людей, которые стоят и ногами перекидывают друг другу пучок перьев, связанных вместе, с плоским грузиком посередине – это называется янь-цзы.
Ну и гордость Китая, то, с чего началось установление дипломатических отношений КНР с США и остальным капиталистическим миром в начале 70-х – это, конечно же, пинг-понг. А еще бильярд. Американская разновидность. Даже в деревнях можно увидеть импровизированный стол, за которым бедные, но довольные китайцы проводят длинные веселые вечера.