Запах богатства

Запах богатства

30.04.2012 02:12
4195
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Если раньше компании, производящие «малотиражные», оригинальные селективные ароматы, представляли свои сокровища в узком кругу состоятельных покупателей и продавали их в основном в фирменных бутиках, то теперь основатели парфюмерных домов приходят в крупные торговые центры и ездят на презентационные гастроли. При этом их духи по-прежнему стоят дорого. Обозреватель «За рубежом» Мария Желиховская побеседовала с важнейшими фигурами этого сегмента парфюмерной индустрии — Килианом Хеннесси (парфюмерный дом By Kilian) и Викторией Кристиан (парфюмерный дом Clive Christian Perfumes).

 

«Нос — это не главное»

 

Французский парфюмерный дом By Kilian, которым управляет Килиан Хеннесси, внук основателя одноименного коньячного дома, этой весной презентует новую коллекцию духов Asian Tales («Сказки Азии»). Мировой релиз назначен на май 2012.

Господин Хеннесси, почему же вы все-таки выбрали парфюмерию?

Выбор в пользу коньяка был бы более банальным и предсказуемым. Мне хотелось сделать что-то новое в индустрии люкс. Хотя… я, конечно, мог бы выбрать автомобили или часы. Но выбрал духи.

 

Наверное, с детства хорошо различали и запоминали запахи?

Вовсе нет. Детство тут ни при чем. Да и вообще, нос в данном случае – это не главное.

 

А что же тогда главное?
Воображение! Прежде всего, в вашей голове рождается красивая история. А потом уже – аромат.

 

И что нужно для того, чтобы его создать?

Нужно, безусловно, хорошо знать парфюмерные материалы. Их существует великое множество – одних только натуральных эссенций двести. А искусственных – три тысячи! И вы должны их выучить. Хотя выучить все, конечно, невозможно. Но если у вас есть хорошая история и воображение – можно начинать творить.

 

Почему вы выбрали темой для диссертации семантику запахов?

Потому что меня всегда волновал тот факт, что для описания запахов в человеческом языке нет какого-то общепринятого вокабуляра. Мы используем описания животных и растительных ингредиентов, из которых делаем духи, или цветовые обозначения. Или какие-то иные категории – ну не знаю, например, пепельница. Или трава. Или грязь.

 

У вас довольно нетрадиционные ассоциации для парфюмерных ароматов!

Поэтому я делаю не массовые, а эксклюзивные духи.

 

Какие ароматы-составляющие любите больше всего?

Мне нравятся все – пожалуй, кроме фруктовых ароматов. Фрукты почему-то всегда звучат в парфюмерии синтетически. Стоит добавить фруктовую ноту – и аромат становится каким-то дешевым. А вообще, ароматы – это как высокая кухня. Даже если вы не любите какие-то овощи, хороший шеф-повар может приготовить их так, что вы их даже не узнаете у себя в тарелке!

 

Вы сказали, что для создания аромата вам нужна история. Где вы берете ваши истории?

Сочиняю их сам. Или вспоминаю то, что когда-то происходило со мной. Стараюсь поймать эмоцию – и пишу свой рассказ.

 

Какие истории помогали вам создавать новую коллекцию?

Это прежде всего культура Восточной Азии, Японии и Китая. Коллекция включает пять ароматов, два из которых (Water Calligraphy и Bamboo Harmony) уже созданы, а еще три ожидают своего часа.

Аромат Water Calligraphy был создан как дань японской каллиграфии. Он посвящен стихии воды – неотъемлемому элементу каллиграфии. Меняя количество воды, можно создавать всевозможные оттенки цвета, что делает каллиграфию настоящим искусством. Этот аромат, который составляют цедра грейпфрута, цветы резеды, водяная лилия, жасмин, магнолия, ветивер и кардамон, создают ощущение струящейся воды по рисовой бумаге.

На Bamboo Harmony меня вдохновило знаменитое «Сказание о резчике бамбука» — японская народная сказка, созданная в X веке. Она повествует о том, как однажды старец нашел в стволе бамбука маленькую девочку, которая выросла и покорила сердце императора Японии. Девушка отвергла любовь монарха, подарив ему на прощание эликсир бессмертия. Опечаленный император повелел сжечь эликсир бессмертия, поскольку не желал жить вечно без своей возлюбленной.

При создании этого аромата я стремился воспроизвести ощущение глотка белого чая из бамбукового сосуда. Аромат открывают ноты бергамота, бигарада и нероли, далее следуют листья белого чая, мимоза и пряности, а шлейф создается эссенцией мате, которая сочетается с листьями инжира и дубового мха.

Оформление своих духов я выбрал тоже не случайно: красный цвет в Китае считается цветом удачи и символизирует добродетель. Амулет, украшающий коробочку – серебряная монетка, приносящая, согласно китайскому поверью, удачу.

 

Следите ли вы за модой на ароматы?

Если я узнаю, что какой-то тренд стал модным, то создам нечто совершенно противоположное. А вообще, предсказывать в парфюмерии какие-то тренды невозможно.

 

Но совсем недавно вы создали серию «Арабские ночи» с ароматом Amber Oud, а ведь модный ныне аромат удового дерева кто только не эксплуатировал – от катарского дома Shaik до швейцарцев Mancera!

Cоздавая эти духи, я вовсе не руководствовался каким-то трендом – просто не смог устоять перед роскошью этого запаха и обаянием арабского мира. И потом, мне хотелось создать некий фьюжн, мостик между западным и арабским парфюмерным миром.

 

Отражает ли выбор аромата человеческий характер?

Я бы не заходил так далеко. Скорее, аромат отражает сиюминутное настроение человека. Тем более что сейчас в мире столько ароматов – женщины каждый день выбирают новые, как платья!

 

Если в одной комнате соберутся десять парфюмеров, о чем они будут говорить?

О чем угодно, но только не о парфюмерии! В нашем мире никто не будет делиться своими идеями. Конкуренция, знаете ли.

 

Досье

Килиан Хеннеси

Внук основателя коньячного дома Hennessy, названный в честь своего знаменитого деда. Детство провел в провинции Коньяк. Закончил Сорбонну по специальности «Информационные науки и коммуникация», защитил диссертацию по семантике ароматов и их языковому описанию. Занялся парфюмерией, в которую привнес ароматные ноты деревянных коньячных бочек. Несколько лет обучался у лучших «носов» Франции. С 1995 года работал в парфюмерных домах Christian Dior, Paco Rabanne, Emilio Pucci, Alexander McQueen и Giorgio Armani, а в 2006 создал собственный парфюмерный бренд By Kilian.

 

«Духи могут изменить нашу жизнь»

Vic

Виктория Кристиан, креативный директор парфюмерного дома Clive Christian, также весной совершила несколько презентационных поездок, представляя публике самый дорогой аромат в мире по версии Книги рекордов Гиннесса. Госпожа Кристиан рассказала «За рубежом», почему духи No.1 получили такой статус.

 

Виктория, этот вопрос вам наверняка задавали журналисты во всем мире: почему ваш «Номер 1» — самый дорогой аромат в мире?

Этот аромат парфюмерный дом Clive Christian Perfumes выпустил в 2006 году ограниченным тиражом – всего десять экземпляров. Аромат был выпущен в хрустальном флаконе Baccara объемом 450 мл, с инкрустацией 5-каратного белого бриллианта и с золотым 18-каратным «воротничком». Он оценен в 115 000 фунтов стерлингов – эта сумма была зарегистрирована Книгой рекордов Гиннеса как самая высокая цена на духи в мире. Сегодня семь экземпляров находятся в частных коллекциях, а три – в собственности дома Clive Christian Perfumes.

 

То есть купить его нельзя?

Можно купить его уменьшенную копию объемом 30 мл – тоже в хрустальном флаконе с бриллиантом. Ну и, конечно же, в обычном флаконе-спрее. Эти духи покупали у нас Кэти Холмс, Том Круз, Виктория Бэкхем, а также герцог и герцогиня Кембриджские – принц Уильям и Кейт Мидлтон.

 

Ну, обычными ваши флаконы можно назвать с большой натяжкой – крышечка-то выполнена в форме королевской короны…

Образ королевской короны был подарен одному парфюмерному дому королевой Викторией в 1872 году. Это был единственный подобный случай за всю историю Англии. «Коронованный» флакон мой отец нашел случайно – под половицей в нашем викторианском особняке, и образ короны достался нам, когда отец купил этот старинный парфюмерный дом.

Кстати, No.1 – это винтажный аромат, который был выпущен в позапрошлом веке. Естественно, мы не ставили задачей сделать точную копию тех духов – это, скорее, не реставрация, а ренессанс. Ведь, как известно, мода на духи за последние полтора столетия сильно изменилась.

 

И все же вернемся к самому дорогому аромату в мире. Помимо дорогого флакона что еще составляет его высокую цену?

Вся философия нашего парфюмерного дома! Мой отец создал свой первый аромат, когда ему было 25 лет. И он решил не думать о том, сколько будет стоить производство, а просто взять и создать лучший аромат. Наши духи – это тройной концентрат высочайшего качества дистилляции. Это означает, что вы проснулись утром, наложили на тело каплю, и она с вами в обед, в ужин и даже после того, как вы положили голову на подушку. Не нужно принимать душ из духов и оставлять за собой шлейф на километр. Достаточно одной-двух капель, и аромат будет чувствовать только тот, кто будет находиться к вам очень-очень близко. Духи – это очень интимная вещь. Добавлю, что сандаловому дереву, которое мы используем, должно быть не менее 50 лет, ваниль мы выбираем особого качества и заказываем только на Таити, а жасмин собирают для нас на закате на берегах Нила.

 

Могут ли духи влиять на нашу жизнь?

Духи могут изменить нашу жизнь! До того, как я стала главой парфюмерного дома и работала в нашем бутике, у меня случилась такая история. Как-то в магазин зашла женщина средних лет. Она долго смотрела и пробовала духи, хмурилась, недоумевала, почему у них такая высокая цена. Потом она ушла, а через несколько дней вернулась и сказала, что решила купить аромат X. Дама, оказавшаяся известным сценаристом, рассказала, что замужем 25 лет, брак превратился в рутину, что каждый день муж встречает ее на машине с работы, она садится на заднее сиденье, и он даже не поворачивается к ней. А в тот вечер, когда она подушилась нашими духами, он вдруг повернулся и сказал: «Я не знаю, что ты сейчас сделала, но, пожалуйста, продолжай делать то же самое». Так духи внесли в многолетние отношения в буквальном смысле свежую струю.

 

Досье

Виктория Кристиан

Старшая дочь лондонского дизайнера Клайва Кристиана, основателя парфюмерного дома Clive Christian Perfumes. Ее любовь к ароматам началась с раннего детства, что не помешало ей стать профессиональной балериной и танцевать в Ковент-Гарден, однако в конце концов парфюмерия победила, и Виктория начала работать вместе с отцом. После обучения в парфюмерных школах Лондона, Парижа и Граса в 1999 году Виктория участвует в запуске новой коллекции «коронованных» ароматов. Сегодня она путешествует по всему миру, представляя ароматы отца.