PR-катастрофа

PR-катастрофа

31.08.2012 18:20
3666
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

 «Если бы прокурор знал, что такое панк, было бы проще ему объяснять», — процитировала Надежду Толоконникову London Evening Standard, по мнению которой акция выявила не только политические, но и культурные разногласия в российском обществе. Пропасть между образованными, либерально настроенными россиянами, по-западному относящимися к свободе слова, и православным консервативно-националистическим большинством, которое составляет ядро поддержки Путина. «Прокурор Алексей Никифоров, обвинивший Pussy Riot в «нарушении традиций нашей страны», будто сошел со страниц романа Михаила Булгакова. Адвокат истцов Елена Павлова договорилась до фразы: «Феминизм — это смертный грех» — теперь Pussy Riot просто обязаны назвать так свой будущий альбом, если, конечно, они его когда-нибудь запишут» — пишет London Evening Standard. Обозреватель New Yorker назвал этот суд «победой мракобесия над юной российской современностью, победой государства над личностью, сервильности над независимостью».

«Pussy Riot никогда не попадали в первые строчки хит-парадов. Их не показывали по MTV, они не получали «Грэмми», не сотрудничали с JayZ. Однако сейчас российская фемен-панк-группа, похоже, самая важная группа на планете. Трудно представить себе какого-нибудь западного активиста, которого судят как врага государства».

London Evening Standard, «Сила Pussy Riot: как русские панки стали самой важной группой планеты»

Накануне приговора британская Guardian взяла интервью у оставшихся на свободе участниц группы, пришедших на встречу в балаклавах. «Не имеет значения, кто они, — объясняет принцип их анонимности британский корреспондент. — В том-то и дело, что они  не отдельные персоны, они – это идея. Именно это захватило всю Россию и привлекло внимание остального мира: российские власти арестовали идею, а потом судили ее с такой мстительностью, какой русский народ еще не видел».

«Кредо Pussy Riot в течение всего суда было таким: на самом деле приговор выносится режиму, а не им. Женщины из Pussy Riot, как Синявский или Бродский до них, говорили с уверенностью свободных людей, которые знают, что их слово – и не только последнее – переживет их преследователей».

The New Yorker, «Скандал Pussy Riot»

Реакция на решение суда, приговорившего троих участник группы к двум года лишения свободы, со стороны Запада была однозначной. Washington Post в редакционной статье приравнивает Россию к странам, где «людей наказывают за правонарушения, которые на Западе могут посчитать незначительными»: Сингапуру, Таиланду, Зимбабве, Индонезии, Кубе. Французская Slate Fr, впрочем, отмечает, что власть пытается показать миру, что Россия – цивилизованная страна и отмежеваться от остальных авторитарных режимов планеты — именно этим якобы объясняется фраза Владимира Путина о том, что Pussy Riot не следует судить слишком строго, а также просьба РПЦ о «милосердии». «Такова суть путинской системы: жестокость — при необходимости, сохранение имиджа — по возможности», — констатирует издание.

Против преследования участниц группы Pussy Riot выступили не только западные политики, правозащитники и общественные деятели, наиболее мощной оказалась поддержка со стороны музыкантов. Бьорк, Йоко Оно, Джарвис Кокер, Kiss, Red Hot Chilli Peppers, Franz Ferdinand, Патти Смит, Стинг и многие другие подписали письмо в защиту Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, Пичез и Симонна Джонс выпустили клип в их поддержку. Джон Лайдон, экс-фронтмен Sex Pistols, посвятил им весь концерт своей группы Public Image Limited в Великобритании. «Эти девушки совершили мужественный поступок, и они за это заплатили, и я молюсь за их свободу» — заявила со сцены Мадонна во время своего концерта в Москве. Питер Гэбриел, ранее уже записавший видообращение в поддержку группы, опубликовал в Time статью, сравнивая действия участниц панк-группы с действиями Мартина Лютера.

По мнению колумниста Washington Post Энн Эпельбаум, то, что за девушек из панк-группы вступились совершенно аполитичные музыканты, поставило Владимира Путина в непривычно трудное положение.

 

«Гениальность путинизма всегда состояла в его способности держать аполитичные массы в невежестве или апатии относительно противников режима, одновременно избегая массовых арестов. Путин прекрасно понимал: современная российская элита не хочет жить в государстве-изгое, не хочет быть отрезанной от внешнего мира. Представителя элиты не волнует, что его заграничные друзья плохо думают о России, но он не хочет, чтобы ее сравнивали с Северной Кореей».

Washington Post, «Тюремный срок Pussy Riot несет инакомыслие в массы»

«Нет никаких сомнений в том, что суд и суровый приговор приведут к ухудшению имиджа России на Западе, особенно имиджа Владимира Путина, у которого только что завершились первые 100 дней президентства», — подводит печальный итог дела Pussy Riot Christian Science Monitor.

Слова поддержки

Пол Маккартни

«Дорогие Надя, Катя и Маша. Я пишу, чтобы поддержать вас в это трудное время. Я хочу, чтобы вы знали: я очень надеюсь, что российские власти будут соблюдать принцип свободы слова для всех граждан вашей страны и не накажут вас за ваш протест. В цивилизованном мире многие люди имеют право высказывать свое мнение, если это не приносит никому вреда, и я уверен, что это лучшая практика для любого общества. Я надеюсь, что вы останетесь сильными и уверен, что я и остальные люди, которые также верят в свободу слова, сделают все возможное, чтобы поддержать вас и принцип свободы творчества. Желаю вам удачи, Пол Маккартни».

Питер Гэбриел

«Как и во многих других частях мира, в России есть очень смелые молодые люди, готовые рисковать своей свободой и подвергать угрозе свои семьи ради того, чтобы Россия стала более свободной и открытой. Русские очень умные, талантливые и независимые люди, которые, без сомнения, сами решат, кто ими будет управлять и как это будет делаться. Нас – иностранцев (и музыкантов) теперь просят помочь им скинуть тяжелый покров молчания и осветить самые темные углы России».

Нина Хаген

«Я хотела бы попросить российское правительство и моих православных братьев и сестер проявить милосердие. Это (Pussy Riot. – «За рубежом») молодые, безумные люди, которые зашли слишком далеко и своей акцией в храме многих разозлили. Они почти наверняка не   станут больше делать ничего подобного. Скорее всего, они извлекли урок из случившегося, и я надеюсь, что Россия продемонстрирует нам свое великодушие».

Пичез и Симонна Джонс

«Преследуя этих молодых женщин, власти России насмехаются над свободой слова, свободой мысли и собственной конституцией. Мы, граждане мира и защитники свободы слова, ТРЕБУЕМ немедленно освободить Pussy Riot. Обвинения, предъявленные Марии, Надежде и Екатерине — ни что иное как политическая игра российских властей и РПЦ, начатая для того, чтобы укрепить контроль над россиянами и вселить чувство страха в свободных мыслителей, политических активистов и творческих людей в России. Весь мир наблюдает за этим судилищем — и нам не нравится то, что мы видим».

Стинг

«Инакомыслие — это законное и естественное право в любой демократии, и современные политики должны спокойно принимать этот факт. Чувство меры, как и чувство юмора – это признак силы, а не слабости».

Стивен Фрай

«Некоторые циники (на моей родине их полно) спросят, почему я не пишу о заключенных в Иране или Китае. Потому что во мне теплится слабая надежда, что на Россию и ее лидера повлиять все-таки легче. Я знаю, как ненавидит российский лидер и его последователи «поучения» со стороны Запада, но это тот случай, когда молчать просто невозможно. Говорят, Гитлер не стал бы Гитлером, если бы мир вовремя начал над ним смеяться. Я не называю Путина Гитлером. Пока. Но сейчас – как раз время начать над ним смеяться и вызволить вас из заключения».