Этот фестиваль, призванный объединять народы, которые, как оказалось, по-прежнему вопреки всем объективным изменениям существуют в одной культурной парадигме, проводится в Одессе во второй раз. Еще в 2004 году российские и украинские театральные деятели решили ежегодно проводить международный фестиваль «Встречи в Одессе», который привлек бы внимание зрителей к лучшим спектаклям театров Украины, России, других стран СНГ и дальнего зарубежья. Проект оформился в 2006 году и зажил своей жизнью, однако действительность диктовала больший размах культурного обмена между Россией и Украиной, тем более что «город у Черного моря» всегда был и остается любимым местом встреч для театральной богемы на постсоветском пространстве. Таким образом, два года назад сугубо театральный проект преобразовался в фестиваль культуры и искусств. Организаторами форума выступили Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников стран СНГ (МФГС), Управление президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, правительство Украины и мэрия Одессы. Название трансформировалось во «Встречи друзей», что вполне логично, ведь выступать в Одессу приезжают артисты, которые знают друг друга не одно десятилетие. А для одесской публики, которая приходила на концерты в рамках фестиваля, как будто и не было этих десятилетий с момента распада огромной страны.
До открытия фестиваля в Одессе прошел круглый стол, на котором представители российской и украинской творческой интеллигенции и официальных структур пытались найти ответ на вопрос, как выстроить диалог культур, не повторяя советских ошибок? Ведущим дискуссии под названием «Гуманитарное сотрудничество – фикция или реальность?» стал литературный критик, телеведущий и публицист Александр Архангельский. В ней приняли участие главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак, генеральный продюсер театра «Et Cetera» Давид Смелянский, исполнительный директор МФГС Армен Смбатян, одесский драматург Александр Мардань, вице-президент Всемирного клуба одесситов Валерий Хаит и другие. Господин Смбатян напрямую спросил господина Архангельского, возможна ли интеграция в культуре, и между участниками завязался интересный диалог. Несмотря на двусмысленное звучание темы обсуждения, все же сегодня никто не отрицает необходимости управлять гуманитарными процессами на пространстве Содружества. Открытым остается вопрос, какие еще рычаги можно использовать для объединения народов и взаимопроникновения культур, а также насколько возможна и нужна интеграция в области культуры. Глава МФГС отметил востребованность проектов Фонда (таких, например, как Сетевой университет СНГ) и фестивалей, подобных нынешнему. Вместе с тем, по словам исполнительного директора МФГС, не все интеграционные гуманитарные инициативы, предлагаемые странам Содружества Фондом, получают должный отклик. Например, в таких областях, как детская литература в странах СНГ, царит затишье, несмотря на постоянно объявляемые конкурсы на написание сказок. Хотя, безусловно, проблемы подобного рода связаны не с отсутствием энтузиазма со стороны стран Содружества, а с кризисом в некоторых областях искусства, с которым сталкиваются на всем постсоветском пространстве. В этой связи диалог участников круглого стола вышел на новый уровень – какой культурный продукт, созданный усилиями творческой элиты наших стран, может стать наиболее востребованным на мировом уровне. Примером успешной культурной интеграции, по мнению собравшихся, могут служить режиссеры-иностранцы из стран ближнего зарубежья, активно работающие в московских театрах. В конце встречи глава МФГС предложил представителям творческой и интеллектуальной элиты более активно подключаться к моделированию новой архитектуры взаимодействия со странами СНГ и дальнего зарубежья. Участники одесской дискуссии сошлись во мнении, что при создании новых глобальных интеграционных проектов сегодня невозможно обойтись без талантливых менеджеров. «Не нужно изобретать русский айпад, необходимо развивать те сферы, в которых мы традиционно сильны», — подвел итог круглого стола Александр Архангельский.
Одесситы, надо отметить, несмотря на избалованность гастролями известных театральных и эстрадных коллективов, с интересом воспринимали культурную «революцию», которая на День города и на время проведения фестиваля охватила Одессу. Согласно политике организаторов билеты на концерты в рамках фестиваля распространяются бесплатно, и это, конечно, вызвало еще больший энтузиазм горожан. «А что вы скажете за этот фестиваль?», — интересовались разговорчивые местные таксисты, узнав, что мы приехали из Москвы для его освещения.
В Одесском музее западного и восточного искусства, в коллекции которого числятся произведения Хальса, Караваджо и других знаменитых западных мастеров, в день начала фестиваля открылась интересная выставка. Народный художник России Дмитрий Белюкин представил свой цикл иллюстраций к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Эти работы ранее выставлялись во многих российских музеях, однако, как отметил господин Белюкин, особо приятно было привезти картины в Одессу, в которой поэт одновременно и отдыхал душой, и усиленно работал над своим романом в стихах. Так, в одном из писем к брату в 1823 году Пушкин писал: «Здоровье мое давно требовало морских ванн; я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу. Я оставил мою Молдавию и явился в Европу (в первых числах июня); ресторации и итальянская опера напомнили мне старину и, ей-Богу, обновили мне душу». На открытии художник рассказал об истории своего «романа» с творчеством Пушкина, а также интересные детали о некоторых иллюстрациях к «Евгению Онегину». Выставка, безусловно, оживила музей и привлекла к нему внимание публики. Правда, к сожалению, знаменитую картину Франса Хальса «Евангелист Лука» увидеть невозможно – в музее ведутся реставрационные работы, и полотно находится в запасниках.
Фестиваль торжественно открылся вечером 1 сентября — на Театральной площади выступили фольклорные коллективы из стран Содружества. К собравшимся обратились председатель правления МФГС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Азербайджан в Российской Федерации Полад Бюльбюль оглы и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, сопредседатель правления МФГС Михаил Швыдкой, зачитавший приветственное послание участникам фестиваля президента РФ Владимира Путина. Со сцены было зачитано и послание президента Виктора Януковича. Главы России и Украины отметили важность проведения фестивался как масштабного культурного мероприятия, служащего укреплению дружбы и взаимопонимания между народами. Мэр Одессы Алексей Костусев со сцены поздравил горожан с Днем города. Среди почетных гостей фестиваля также присутствовал посол РФ в Украине Михаил Зурабов.
Позже выступавшие в тот вечер на сцене поделились с журналистами своими впечатлениями. «За последние 20 лет между нашими странами установлены границы, таможни, появились некоторые трудности в общении, — сказал Полад Бюльбюль оглы. — Но какими бы не были отношения между правительствами бывших республик, артисты из этих стран приезжают, выступают и общаются между собой. Ничто так не объединяет наши народы, как культура и искусство». Михаил Швыдкой подчеркнул, что идея проведение фестиваля была продиктована запросами людей. «Это не воля руководства стран, а потребность публики и артистов, и это очень важно. Отношения между людьми, отношения в сфере культуры создают ту среду, без которой ни политические, ни экономические, ни военные связи не могут реализоваться. Это не самоцель, разумеется. Самоцель состоит в том, чтобы народы наших стран понимали, что мы не просто соседи — мы еще и друзья», — резюмировал он.
На площади перед одесским оперным театром собралось несколько тысяч человек, а выступили в тот вечер известные национальные фольклорные ансамбли из стран Содружества. Первыми на сцену вышли «хозяева» мероприятия — Национальный заслуженный академический народный хор Украины им. Веревки, эстафету принял Кубанский казачий хор, который не уходил со сцены, пока не исполнил все свои самые известные «хиты», в том числе про хлопцев с конями и милую, которая хочет вареничков. Зрители – одесситы и многочисленные туристы — тепло приняли выступление Государственного ансамбля танца Азербайджана. Лиричные танцы азербайджанских девушек и воинственно-напористые — юношей-танцоров на фоне медленно погружающегося в ночь одесского неба стали ярким завершением первого дня фестиваля.
Международный театральный фестиваль, проходящий в рамках «Встреч друзей», открылся в этом году в Одессе уже в седьмой раз. Его специальным гостем стал израильский театр «Гешер» (Яффа), с постановки которого «Якиш и Пупче» по пьесе драматурга Ханоха Левина стартовал десятидневный театральный марафон. Забавная комедийная коллизия вокруг женитьбы непривлекательного Якиша на еще более непривлекательной Пупче нравится зрителям независимо от национальности и вероисповедания, спектакль с успехом играют на сценах разных стран мира, а уж в Одессе, где знают толк в юморе, его тем более восприняли на ура. Пьеса идет на иврите с русскими субтитрами, однако в некоторых местах актеры естественно переходили на русский язык, что неизменно вызывало одобрительную реакцию зала. Специальными гостями VII фестиваля стали Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, показавший спектакль «Конек-Горбунок» по сказке Ершова, и московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина со спектаклем «Моя Марусечка». В Одессу также приехали театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Калининграда, Киева.
Тем временем в Одесской филармонии прошло сразу несколько больших концертов. Настоящим подарком для зрителей стало выступление народных артистов СССР, ярких звезд советской эпохи. Песни и инструментальные произведения композиторов Александры Пахмутовой, Евгения Доги, Игоря Лученка, Раймонда Паулса, Андрея Петрова и Андрея Эшпая исполнили Михаил Мунтян и Роза Рымбаева, Полад Бюльбюль оглы и Сергей Захаров.
Классическая музыкальная программа фестиваля включала в себя симфонический концерт с участием Государственного молодежного оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. В нем приняли участие победитель 14-го Международного конкурса имени П.И. Чайковского Нарек Ахназарян (виолончель, Армения), лауреат международных конкурсов, лауреат Премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры Екатерина Мечетина (фортепиано), лауреат Премии президента Республики Армения Геворк Акопян (вокал), лауреаты международных конкурсов Айдар Гайнуллин (баян, Россия), Дмитрий Илларионов (гитара, Россия), Максим Рысанов (альт, Украина). Кроме того, в Одесском Литературном музее в рамках «Встреч друзей» состоялся камерный концерт с участием солистов – лауреатов международных конкурсов из стран Содружества.
Часть исполнителей «ностальгического» концерта в филармонии, в том числе ведущий Святослав Бэлза, в тот же вечер вышли на огромную сцену, выстроенную ко Дню города напротив Морвокзала. Зрительным залом стала вся знаменитая Потемкинская лестница. Слушатели, которым не хватило на ней места, рассредотачивались по Приморскому бульвару и следили за происходящим на экранах, а особо хитрые горожане предпочли переждать ажиотаж, царящий в центре празднующей день рождения Одессы, и посмотреть трансляцию концерта дома.
Концерт открыли местные музыканты, а затем настала очередь Русланы, Ани Лорак, Владимира Преснякова-младшего и Олега Газманова.
«Шикарный вид», как говорят в Одессе, открылся на Куликовом поле, где прошел рок-концерт под названием «Пикейные жилеты». На разогреве у хэдлайнеров – «Воплей Вiдоплясова» Олега Скрипки и Вячеслава Бутусова с группой «Ю-питер» — сначала выступили одесские рок-музыканты. Затем на площадь подтянулись байкеры во главе с самым знаменитым из них – Александром «Хирургом» Залдастановым, с которым любит встречаться даже президент Путин. «Ночные волки», которых уже ждали «коллеги» из других байк-клубов России и Украины, эффектно проехали на своих «Харлеях» по полю, поприветствовав участников и зрителей. Байк-сообщество, многие представители которого в течение мотосезона не просто колесят по просторам разных стран, а одновременно проводят социальные акции, в этот раз выступило за дружбу народов. Хирург рассказал «За рубежом», что продолжит поддерживать объединяющие народы инициативы, тем более что Одесса – особый, харизматичный и интернациональный город. «Мы, мотоциклисты отличаемся от интернет-поколения, для которого границ не существует. Мы ездим по земле, сталкиваемся с барьерами, больше ощущаем эту искусственную разделенность наших народов», — сказал байкер. «За рубежом» не мог не поинтересоваться, когда может произойти следующая встреча байкеров с Владимиром Путиным, на что Хирург ответил, что, поскольку и предыдущие были из серии невероятного, в дальнейшем также можно ожидать чего угодно. «А вообще мы – свободные люди, делаем то, что велит нам сердце, и никогда ни под кого не прогибаемся», — резюмировал лидер «Ночных волков».
Текст: Елена Куриленко