Ненастоящие лошади, настоящий Санта и детский хор на дне воронки от метеорита

Ненастоящие лошади, настоящий Санта и детский хор на дне воронки от метеорита

10.11.2009 14:40
3615
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Разве что в Швеции этот пейзаж приведен в порядок, и эстетическая гармония здесь царит в каждом кадре. Куда ни глянь – слишком уж чисто на улицах местных городов, городишек и деревень. Даларна – провинция, где как нигде больше в Швеции стараются делать так, чтобы все было в порядке и шло в ногу с традициями. Именно с традициями, а не со временем – в дни всяких национальных праздников, заехав в один из здешних городков, можно встретить целые семьи, разодетые в яркие народные костюмы. Мальчик лет шести в народных одеяниях и с портативной игровой приставкой или плеером в руках. Чудно, но вполне нормально для здешних мест.

Ткани и лошадки

О городе Борланг, с которого началось мое путешествие по центральной Швеции, достаточно сказать, что исторически это центр шведской черной металлургии. Еще здесь есть целлюлозно-бумажный комбинат и гидроэлектростанция на реке Даль-Эльвен. На гербе города нарисован топор и почему-то “мужской” знак в виде кольца со стрелочкой. Статус города это поселение обрело в 1944 году. Интересно, что в том же году заработало местное тканевое производство. Фабрика находится неподалеку от Борланга, и там стараются сохранить традиционные методы ткачества. Специально обученные шведы весь день занимаются тем, что с помощью особых матриц, многим из которых уже очень много лет, наносят принты на ткань. Слой за слоем, чтобы в итоге получить уникальную, известную на всю страну и далеко за ее пределами, а также не самую дешевую ткань.

Фабрика выпускает ткань как с классическим рисунком, сделанным с оттисков, сохранившихся со старых времен, так и современные (иногда даже слишком) образцы продукции. Так или иначе, ткани пользуются популярностью и у дизайнеров, и у простых потребителей, для которых фабрика выпускает целую линейку готовой продукции: от дорогих диванов, обитых местной тканью, до вполне доступных домашних тапочек с уникальным принтом.

Кстати, раскраска тканей – это семейный бизнес, который ведет династия, “стартовавшая” в начале XX века. Династийность, преемственность, семейность – это то, что шведами ценится очень высоко. И шведы получают неплохую прибыль, играя на этом чувстве своих сограждан.

Мысль об этом меня посетила, когда мы уже подходили к фабрике по производству далекарлийской игрушечной лошадки – еще одном семейном бизнесе с историей, исполненной прямо-таки диккенсовского мелодраматизма. В 1928 году два брата из семьи Оллсон в возрасте 13 и 15 лет взяли ссуду в 400 крон и открыли собственное производство игрушечных лошадок, чтобы их семья могла сводить концы с концами. Как ни странно, дело задалось, да настолько, что теперь эта лошадка повсюду: на улицах, в магазинах, на связках ключей. По словам гида, позже общее предприятие братьев разделилось на два (почему, я не разобрался – семейные дела), но, судя по всему, и по сей день они производят одних и тех же лошадок. Производство выглядит примерно так: имеется промышленный запас лошадкоподобных заготовок, из которых мастера фабрики весь день вручную вырезают уже полноценные игрушки. После резчика лошадки попадают в покрасочную камеру, а потом – в раскрасочный цех, где – опять-таки вручную – мастера расписывают их различными узорами. Здесь же, в рамках развлекательной программы, за отдельную плату можно поучиться у мастера вырезать лошадок самостоятельно.

Далекарлийская игрушечная лошадка – символ Швеции, наравне с флагом и красно-коричневым домиком.

Санта и медведи

Несмотря на то что с местом жительства глобального Санта-Клауса мировая общественность вроде бы уже определилась, Санта-Клаус, который посещает дома шведов, живет, соответственно, в Швеции. И не где-нибудь на отшибе и в секретном убежище, как полагается мифическим и полумифическим персонажам, а в самом центре тематического парка SantaworldGesunda.

Мы приехали к Санте в начале сентября, в будний день, в 10 утра, и он как будто даже не удивился. Встретил нас настолько радушно, насколько позволяет шведский менталитет, рассказал про свой быт. “На все отвечаю”, – сказал он, указывая на полки, забитые письмами от детей. Кстати, убранство дома шведского Санты минималистично и скромно, как, впрочем, и любого другого шведского дома.

Остальная часть тематического парка – это лес, где из травы торчат шляпки огромных мухоморов, а на многочисленных полянах стоят домики, в которых можно проводить детские утренники. Здесь же располагаются вольеры с оленями, на которых Санта-Клаус путешествует по миру. Имена у каждого оленя канонические – все по католической рождественской мифологии. И что интересно: на имена они откликаются – гид это продемонстрировал.

Еще один симпатичный аттракцион – домики эльфов. Поскольку мы были там в сентябре, эльфы, обычно помогающие Санте упаковывать подарки, пребывали в спячке. В прямом смысле – мы заглядывали внутрь. Резиновые куклы под одеялами из лоскутов, которые мерно вздымаются и опускаются. В комнате стоит храп и свист, всюду разбросаны носки, кружки, ложки и прочие предметы быта. Словом, если хотите приобщить своего ребенка к новогодней сказке на западный лад, то SantaworldGesunda рекомендованное для посещения место.

Куда определенно нужно попасть и вам, и вашим детям, так это в Медвежий парк Грёнклитт, расположенный в Даларне. Несмотря на название, в парке обитают далеко не только медведи (для них тут, кстати, организованы даже специальные места для спячки), но также рыси, волки, лисицы, росомахи и тигры. Места обитания хищников, естественно, огорожены, но вольеры у них очень просторные. Словом, впечатления, что животные там страдают, у меня не создалось. Напротив, судя по ленивости и вальяжности, с которой передвигались медведи, им там совсем неплохо.

Туристов водят по специальным тропам, на которых может встретиться кто угодно. А может и не встретиться: животные, обитающие в парке, весьма дики. Возможно, поэтому рысь мы так и не увидели.

Театр в воронке

Театр Дальхалла – достопримечательность чисто шведская и обязательная к посещению. Чисто шведская, потому что шведы умеют устроить культ из вещи обычной, заурядной, а порой и попросту некрасивой. Дальхалла – довольно глубокий карьер (гид сказал, что это воронка от упавшего метеорита, но на карьер все же похоже больше), на дне карьера – озеро с водой бирюзового цвета. Прямо на воде – симпатичное современное здание театра, которое здесь, на дне карьера, увидеть никак не ожидаешь.

Нельзя сказать, что моя поездка в Швецию оказалась столь же яркой и громкой, каким было представление над Дальхаллой. Скорее, размеренной, спокойной и комфортной. Спокойствие и комфорт – неизменные спутники, когда гуляешь по тихим улочкам местных крошечных городков, когда заходишь в дом-музей каких-нибудь местных знаменитостей (в Даларне их немало) или посещаешь маленькое кафе, чтобы что-нибудь выпить. Здесь можно с комфортом отдохнуть в пассивном режиме. Неспешно и подлинно. Так что если суета жизни вас сильно загнала и ничего кроме покоя вам не хочется, отправляйтесь в мирную и безопасную Швецию. Она вас точно не разочарует.

Текст: Арсений Мирный