64-й Берлинский кинофестиваль рассказал о детстве и отрочестве почти все. В его программе сошлись картины о взрослении в современном мире, в котором ребенок абсолютно беззащитен. По всей видимости, отборщики вошли в раж от обилия такого рода фильмов, и брали даже те, что явно были не по рангу Берлинале, чтобы придать фестивалю концептуальный характер.
Главную награду Берлинале — «Золотого медведя» — знатоки прочили картине американского режиссера Ричарда Линклейтера «Отрочество». Линклейтер снимал этот фильм 12 лет, периодически собирая группу для съемок очередного эпизода. Главного героя сыграл Эллар Колтрейн, который начал сниматься с 6-летнего возраста, в роли его сестры — дочь режиссера Лорелей Линклейтер. И теперь у зрителей есть возможность в течение трех часов наблюдать за процессом взросления героев.
Знатоки ошиблись: жюри Берлинале во главе с американским сценаристом и продюсером Джеймсом Шамусом, известным более всего по работе с Энгом Ли («Горбатая гора», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), наградило «Отрочество» лишь «Серебряным медведем» за режиссуру. А «золото» неожиданно досталось китайской картине «Черный уголь, тонкий лед» Йинана Дяо. Имя его пока малоизвестно, хотя у себя на родине он популярный авангардный театральный режиссер и сценарист. Премьера его фильма «Ночной поезд» состоялась на Каннском кинофестивале еще в 2007 году. «Черный уголь, тонкий лед» — весьма неординарная картина со своеобразным стилем. Впечатляют виды зимнего Китая, всенародное катание на коньках и грандиозный разъезд героев по домам, когда они летят по широким ледяным дорогам, напоминающим взлетно-посадочные полосы. Лезвиями коньков тут рубят людей, куски тел подкидывают в вагоны с углем. За детективной историей скрыта жизнь современного Китая, о которой мы ничего не знаем. Фактурный Ляо Фан, сыгравший главного героя, отмечен «Серебряным медведем» за лучшую мужскую роль, и это неожиданное решение. Были и другие, куда более сильные, претенденты на актерскую награду — хотя бы роскошный Киллиан Мерфи в картине «Наверху» перуанки Клаудии Льосы.
Всего в конкурсе участвовало три китайских фильма. (Нам, кстати, такое и не снилось: от России в лучшем случае берут один фильм, и то не всегда. В нынешнем Берлинале участвовала единственная российская картина — анимационная лента «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, отмеченная спецпризом в программе «Поколение».) «Массаж вслепую» вечно гонимого на родине Лу Е, показанный в главном конкурсе, получил приз за художественные достижения, который на этом фестивале выдается оператору. При этом надо заметить, что история о жизни незрячих и гиперсексуальных китайцев, в которой снимались как слепые, так и зрячие актеры, у части зрителей вызвала физиологическое отвращение.
Китайский кинорынок один из самых привлекательных сегодня. Он набирает обороты, и теперь поговаривают, что жюри сделало конъюнктурный выбор, тем более, что его председатель – продюсер, имеющий свои интересы в этом регионе.
Скромная во всех смыслах актриса Хару Куроки получила награду за свою работу в картине «Маленький дом» старейшины японского кино Ёдзи Ямады. А вот церемонию закрытия фестиваля она украсила своим изысканным праздничным кимоно и кротким поведением. Хару Куроки походила на обитательницу кукольного домика и была растеряна от свалившегося на нее счастья. Сыграть ей довелось служанку, в мемуарах которой запечатлелась трагическая история страны.
Почти весь фестиваль — до показа «Отрочества» — в лидерах числилась немецкая картина «Крестный путь», рассказывающая о трагедии юной девушки, выросшей в пуританской религиозной семье. Картину, взбудоражившую местную публику, отметили в итоге за сценарий, написанный братом и сестрой — Дитрихом и Анной Брюггеманн. Кстати, ажиотаж на фестивале вызвала и абсолютно сериальная по духу картина «Возлюбленные сестры» еще одного режиссера из Германии — Доминика Графа. Она рассказывает об интимной жизни немецкого гения Фридриха Шиллера, жившего одновременно с двумя сестрами, одна из которых была его женой.
В последний конкурсный день показали австрийскую картину «Макондо», снятую иранкой по происхождению Судабех Мортизан. Ее героем стал 11-летний чеченский мальчик Рамазан, оказавшийся с матерью и сестрами в Вене, в центре для переселенцев, где он живет вместе с афганцами и сомалийцами. Сыграл его реальный мальчик с Рамазан Минкайлов, перебравшийся со своими родителями на постоянное местожительство из Чечни в Австрию. Рамазан признался, что герой очень похож на него, и в какой-то момент у него возникло ощущение, что его клонировали. Задействованы в картине и другие непрофессиональные актеры, в прошлом – жители Чечни. Хотя сценарий и существовал, новоиспеченные актеры его не читали. Все строилось на импровизации, а режиссер только объясняла, что они должны делать в кадре.
Гран-при Берлинале получила картина, которая выходит в широкий прокат по всему миру – «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона с участием целого букета звезд – от Рейфа Файнса до Тильды Суинтон. Они-то и украсили своим появлением церемонию открытия Берлинале, так что на закрытие можно было и не приезжать: приветствие Андерсона зачитали со сцены, а приз за него получил директор Берлинале Дитер Косслик.
Вторым звездным фильмом оказались «Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни. Явление этого актера и режиссера народу всегда вызывает ажиотаж, бешеный энтузиазм и визг малолетних поклонниц. Есть Клуни – значит, будет шум и гам, и, в общем, неважно, какой фильм он представляет. В данном случае он показал не самую сильную картину о возвращении культурных ценностей, награбленных фашистами, выразил сочувствие событиям на Майдане, рассказал о дружбе с братьями Кличко и своем понимании вины Юлии Тимошенко.
Леа Сейду, ставшая звездой первого ряда после триумфа «Жизни Адель» в Канне, была на фестивале от начала до конца, поскольку участвовала в фильме открытия, а под занавес представляла «Красавицу и чудовище» Кристофа Ганса. Она радовала взор своими туалетами и особенно розовой кофточкой на одной из пресс-конференций.
Берлинская публика с энтузиазмом встретила приезд на фестиваль австралийского рок-идола Ника Кейва, о жизни которого снят документальный фильм «20 тысяч дней на земле». Попасть на него было невозможно.
Но главным нарушителем спокойствия оказался, конечно же, датский гений Ларс фон Триер, эпатировавший Берлинале все недолгие дни своего там пребывания. После скандала, когда Триер был выдворен с Каннского фестиваля в 2011 году за высказывания по поводу Гитлера и сочувствие некоторым его идеям, он решил взять паузу и на публике не появлялся. До последнего момента не было известно, приедет ли он в Берлин представлять первую часть своей «Нимфоманки» в ее авторской, некупированной версии. Он приехал. На фотоколл явился в майке с каннской символикой, на которой было написано: «Персона нон-грата». А вот на пресс-конференцию не пошел, хотя очередь на нее занимали за два часа, и толпа журналистов выстроилась аж на улице. На сцену в день премьеры Триер пришел с опозданием, что-то застегивая и подтягивая на себе и чуть было не испортил праздник Уме Турман, сыгравшей в «Нимфоманке» блестящий эпизод. Надо было видеть лицо актрисы. Казалось, Турман, появившаяся во всем блеске и красе, готова была задушить режиссера.
Актер Шайа Лабаф, сыгравший в «Нимфоманке» одну из ключевых ролей, прошел по звездной дорожке с бумажным пакетом на голове. Вместо лица мы увидели надпись: «Я больше не знаменит». Этого было достаточно, чтобы Лабаф стал героем дня. И все были довольны. А уж Берлинале-то как повезло: здесь скандалы нечасты, а без них фестиваль не фестиваль.
Авторская версия «Нимфоманки» отличается от прокатной дополнительными сценами, которые вполне могут пройти по разряду порно. Да Триер и сам не раз заявлял, что намерен снять именно порнофильм. Но по существу присутствие или отсутствие тех или иных сцен в фильме ничего не меняет. Все, что Триер хотел сказать, сказано и в прокатном, укороченном варианте.
Представленная Триером галерея мужских гениталий со своими индивидуальными характерами вполне сочеталась с образами картины «Вульва». Показанный в Берлине научно-просветительский и образовательный фильм со столь смелым названием в подробностях и очень серьезно рассказал о женских гениталиях. На показе «Вульвы» был аншлаг. Многие думали, что это прикольная игровая картина о «похождениях» женских интимных мест. Но все вылилось в наглядную агитацию «главной героини», как в натуральном ее виде, так и в искусственном — из шелка и атласа. А потом прошла бурная дискуссия с авторами картины прямо в зрительном зале…
Берлинале охватывает весь город. Энтузиазм населения не знает границ. Кинозалы набиты до отказа. За билетами с раннего утра до позднего вечера выстраиваются очереди. Люди ночуют в спальных мешках, чтобы их купить. Каждый год появляются все новые и новые фестивальные точки. Московский кинофестиваль об этом может только мечтать, а его сосредоточенность фактически в одном кинотеатре в сравнении с берлинским размахом выглядит, увы, удручающе.
Текст: Светлана Хохрякова