Явление Петра

Явление Петра

07.06.2014 02:13
3604
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Страна, только что пережившая революцию, лишенная части своей территории (то, что в России называют воссоединением, в украинском законе трактуется как оккупация) и воюющая с сепаратистами, с радостью ухватилась за тезис о том, что, если выборы провести в один тур, то и кредиты в пустую казну придут быстрее, и армию удастся вооружить лучше и считаться с их государством будут охотнее.

Уже на следующий день после выборов, стремясь избавиться от клейма «олигарха» (надо заметить, что в рядах участников событий на Майдане часто звучат фразы вроде «наши парни не за толстосумов гибли») и демонстрируя законопослушность, Порошенко заявил, что готовит свои бизнес-активы к продаже. Правда, о том, кто может купить шоколадную империю «Рошен», он умолчал. А «Пятый канал», принадлежащий бизнесмену, как выяснилось, «никогда не продавался и продаваться не будет». Еще в понедельник Порошенко пообещал амнистию сепаратистам, которые не совершили тяжелых преступлений и готовы сдаться. Тем же, кто оружие не сложит, по словам избранного лидера, гарантировано быстрое проведение антитеррористической операции. Подтверждением серьезности намерений в тот же день стала бомбежка донецкого аэропорта, захваченного сторонниками самопровозглашенной Донецкой народной республики.

Жаркий воскресный день в невоюющих частях страны напоминал, скорее, о выборах в советское время. С раннего утра до позднего вечера празднично одетые люди целыми семьями («нескончаемым потоком», как сказали бы дикторы Центрального телевидения СССР) шли на свои избирательные участки. Но на самих участках их ожидал неприятный сюрприз – огромные очереди. Побывав на трех точках народного волеизъявления в Киеве, свидетельствую: ожидать возможности заполнить бюллетени приходилось от двух до трех с половиной часов. В столице изначально планировали завершить голосование в 20.00. Однако из-за наплыва избирателей последние участки закрывались в час ночи. Как пояснил мне член городской избирательной комиссии Сергей Горбачев, столпотворение произошло по двум причинам. Во-первых, на руки выдавались аж четыре бюллетеня, – одновременно с президентскими выборами в этот день были выборы столичного мэра (им стал Виталий Кличко), и в Киевсовет (по мажоритарным и партийным спискам). Во-вторых, организация голосования была далеко не идеальной. «Долбаная экономия. Зажали деньги на формирование комиссий. Нам для нормальной выдачи бюллетеней нужно было шесть столов, а по факту было четыре», – едва удерживался от ненормативной лексики в беседе со мной Сергей.

Тем не менее люди, хотя и падали иногда в обморок в этих очередях, не роптали. «Сложно, но что поделать – это тот случай, когда гражданский долг не пустая фраза. Срочно нужно порядок в стране наводить», – сказал мне 33-летний водитель Денис, к моменту беседы уже простоявший в ожидании возможности проголосовать полтора часа. Кстати, в таких же очередях были замечены и исполняющий обязанности президента Александр Турчинов, и премьер-министр Арсений Яценюк, и лидеры партий. После Майдана демонстрация скромности в среде высокопоставленных чиновников Украины вообще стала хорошим тоном.

На пороге школы, где проходит голосование, беседую с уже «отмучившейся» Ольгой, терапевтом по профессии. Она говорит, что впервые в Украине не наблюдался черный пиар, никто в своих агитматериалах не делил страну на Запад и Восток, не играл на их противоречиях, не было и серьезных нарушений законодательства. «Помните, как во время парламентских выборов в 2012 году толпы молодых людей в спортивных костюмах устраивали так называемые карусели, били журналистов, захватывали избиркомы, а власть объявляла заведомо лживые результаты? Сейчас этого нет и в помине», – констатирует врач.

– А что, теперь президент знает английский, премьер знает английский. Уже прогресс в сравнении с «йолкой» и «кровосисями», – пошутил, заходя на участок, мужчина лет 45, напоминая о низком уровне владения украинским языком бывшего президента Виктора Януковича и экс-премьера Николая Азарова.

Стоит отметить, что опять-таки вопреки обычной украинской практике все проигравшие признали свое поражение, не стали оспаривать результаты выборов, устраивать акции протеста, а поздравили победителя.

А вот чем эти президентские выборы были похожи на все предыдущие, так это тем, что украинцы, которых мне удалось опросить, снова голосовали не столько за кого-то, сколько против кого-то или чего-то. Были против коммунистов – отдавали свои голоса за Леонида Кучму. Не хотели в 2004-м Януковича – получили Виктора Ющенко. Разочаровались в нем – и от противного выбрали Януковича. Свергнув последнего и протестуя против неэффективности временных властей, в большинстве сформированных из соратников Юлии Тимошенко, проголосовали не за Порошенко – члена всех прошлых правительств, отказавшегося от дебатов с главной соперницей в борьбе за президентский пост – а, скорее, против Владимира Путина, против его политики в отношении Украины, присоединения Крыма и Севастополя, российских граждан, возглавивших сепаратистов.

Справедливости ради стоит заметить, что тем, кто симпатизирует российскому президенту и настроен на интеграцию с Российской Федерацией, в этот раз голосовать было фактически не за кого. Партия регионов выставила анекдотичного кандидата Добкина. Лидер Компартии Петр Симоненко и самовыдвиженец Олег Царев сняли свои кандидатуры. Впрочем, даже если бы они этого не сделали и остались в президентской гонке, набрать сколько-нибудь приличный процент голосов им было не суждено. Тем более что впервые в новейшей украинской истории в выборах не принимал участие Крым и большая часть Донбасса. В результате Порошенко лидировал даже в Донецкой и Луганской областях (разумеется, там, где удалось организовать голосование — вооруженные сторонники отделения Донбасса от Украины сделали все, чтобы выборы на территории самопровозглашенных республик не состоялись).

Любопытно, что согласно местным социологическим исследованиям, на Донбассе единство Украины поддерживают около 70%, а за отделение выступают примерно 30%. Из сторонников единого государства на выборы отправились те, кто в прежние годы поддерживал оппозиционные Януковичу и Партии регионов силы. А вот у тех, кто не желает отделяться от Украины, но при этом не поддерживает геополитическую ориентацию страны на Европу, своего кандидата, как и у сторонников сепаратизма, в этот раз просто не было. Именно с этой частью жителей Донбасса, очевидно, и придется договариваться Порошенко в самое ближайшее время.

Текст: Вадим Довнар