За ширмой подпольной дипломатии США (Разоблачает бывший агент ЦРУ)

За ширмой подпольной дипломатии США (Разоблачает бывший агент ЦРУ)

24.10.2014 17:23
3327
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Узнав, что Филип Эйджи, бывший агент, ставший впоследствии одним из обличителей деятельности Центрального разведывательного управления США, готовит к выходу в свет испанский вариант своей книги «Дневник ЦРУ», рассказывающей со ссылками на конкретные даты и лица о тех акциях этого шпионского органа, в которых он принимал участие в Эквадоре с 1961 по 1963 год, в Уругвае с 1964 по 1966 год и, наконец, во время подготовки Олимпийских игр в Мехико, я позвонила ему по телефону и попросила дать интервью. Он согласился и пригласил меня к себе в Кембридж.Итак, вот запись нашей беседы с автором.

Вопрос. Чего, по-твоему, ты добился, написав свою книгу?

Ответ. Прежде всего она позволит лучше понять внешнюю политику США и факторы, порождающие ее. Особенно важно подчеркнуть то, что ЦРУ – орудие внешней политики США. Точнее говоря, именно она и определяет деятельность ЦРУ. В последнее время президент США и директор ЦРУ, главные запевалы американской внешней политики, постоянно подчеркивают необходимость сохранения дееспособности ЦРУ с целью проведения акций, аналогичных перевороту в Чили. Абсолютно очевидно, что суть политики не изменилась. Моя книга – попытка  как-то объяснить эту политику, раскрыть ее сущность.

Вопрос. Почему ты хочешь, чтобы книга вышла на испанском языке?

Ответ. По многим причинам. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы она разошлась по Латинской Америке и жители континента смогли лучше изучить методы ЦРУ, то есть чтобы его потенциальные жертвы сумели себя обезопасить. Во-вторых, хочу, чтобы ее смогли прочитать североамериканцы, владеющие испанским языком. 

Министры-предатели на службе шпионского ведомства

Вопрос. Сможет ли твоя книга помешать деятельности ЦРУ?

Ответ. На этот счет трудно дать определенный ответ. Единственно, что можно утверждать наверняка, так это то, что ЦРУ постоянно прилагает все силы, чтобы повлиять на ход событий, и посредством определенных акций добивается этого. Может ли оно оказать стопроцентное влияние на события, — это уже другой вопрос. Но очевидно, что в Эквадоре, Уругвае, а также в Мексике, то есть в тех странах, которые я упоминаю в книге, во всей остальной Латинской Америке ЦРУ неустанно, день за днем помогает определенным политическим силам сохранять их позиции и подавлять всякую оппозицию. Это характерно для деятельности ЦРУ и в Азии, и на Ближнем Востоке, и в Африке.

Вопрос. Ты работал в качестве агента ЦРУ в Мексике. Но в своей книге почти ничего не говоришь об этом, хотя, когда рассказываешь об Уругвае или Эквадоре, даешь полную картину не только своей деятельности и соответствующего отдела управления, но и довольно емко описываешь политическое положение в данной стране. В чем причина?

Ответ. В Мексику я приехал уже разочарованным. И выполнял минимум обязанностей – лишь бы меня не уволили. Моя задача, как я объяснил в книге, сводилась к тому, чтобы установить широкие контакты в политических кругах и среди интеллигенции с целью вербовки агентов – это помимо моей «работы» в качестве атташе посольства по подготовке Олимпийских игр. Поэтому я всегда находился вне посольства. У меня также не было почти никаких контактов с другими сотрудниками ЦРУ. Я не знал, чем они занимались, да в то время для меня это уже и не имело значения.

Вопрос. Судя по твоей книге, агенты не просто собиратели информации, но и активные диверсанты всех мастей. Это служащие электрических компаний, которым легко получить доступ в любое здание под видом монтера, чтобы установить там микрофоны; журналисты, готовые писать клеветнические статьи или следовать любой заданной ЦРУ пропагандистской линии; начальники или заместители начальника полиции, которые занимаются противозаконным просмотром почтовых отправлений, подслушиванием телефонных разговоров и т.д. Они даже, вмешиваются в принятие решений на правительственном уровне, выгодных США. Признаюсь, меня в большей мере возмущает деятельность не ЦРУ, а именно этих типов…

Ответ. Верно, ЦРУ своими руками ничего или почти ничего не делает. У него есть деньги, опыт, оборудование, но использует оно все это обычно через тех людей, которые родились или постоянно живут в данной стране.

Вопрос. Я обратила внимание на тот факт, что в каждой стране, о которой ты рассказываешь, а также в Боливии, как это явствует из сообщений печати, министры иностранных дел  сотрудничают с ЦРУ.

Ответ. Абсолютно правильно.Вопрос. А в некоторых случаях даже больше, чем сотрудничают, и об этом убедительно свидетельствует то, что ЦРУ поставляет службам безопасности различных стран необходимую информацию, а они, в свою очередь, снабжают сведениями этот шпионский орган. Кроме того, ЦРУ помогает им в подготовке технического персонала. Иными словами, устанавливаются отношения «я тебе — ты мне». В итоге эти люди становятся орудием ЦРУ и воздействуют на политику правительства своих стран по указке этого ведомства. Насколько широко распространено это явление?

Ответ. ЦРУ всегда стремится установить широкое сотрудничество с агентами служб безопасности во всех странах. Часто вербует даже членов кабинета министров, в зависимости от того, подходит ему данный человек или нет.

Вопрос. И это происходит в других странах мира, скажем, в Западной Европе?

Ответ. Безусловно. ЦРУ устанавливает со службами безопасности тех стран, в которых действует, так называемые «отношения взаимовыгодного сотрудничества». Если это невозможно – например, во враждебно настроенных по отношению к ЦРУ государствах, — там это ведомство всеми способами пытается навербовать себе из таких служб агентов, которые работали бы на него без ведома их начальников.

«Политика ЦРУ – это политика Вашингтона и монополий»

Вопрос. Прочитав твою книгу, приходишь к выводу, что ЦРУ с успехом использует в своих интересах политические силы ряда стран: крайне правые партии, реакционные элементы среди студенчества, служителей церкви, «аполитично» настроенные профсоюзы и т.д. ЦРУ финансирует эти силы, руководит их деятельностью. Координировал ли ты в свою бытность агентом подобные действия?

Ответ. Да. Кроме того, ЦРУ занимается сбором информации, организацией заговоров, провоцирует определенные акции. Его деятельность не ограничивается только координацией, оно занимается и планированием, и осуществлением подобных акций.

Вопрос. Существует ли глобальный план деятельности ЦРУ, то есть программа действий в мировом масштабе?

Ответ. Такая программа есть у правительства США, а деятельность ЦРУ подчинена этим планам. Шпионское управление не самостоятельный орган, оно координирует свою деятельность в соответствии с политикой правительства. 

Вопрос. Как бы ты на основе своего опыта охарактеризовал суть политики ЦРУ?

Ответ. ЦРУ – это тайная политическая полиция в международном масштабе. Его цель – помогать  удерживать позиции тем политическим силам, которые соответствуют интересам США, и подрывать изнутри или устранять силы, угрожающие таким интересам. Последние можно охарактеризовать, в сущности, как условия необходимые для обеспечения существования и деятельности американских многонациональных корпораций. Такая политика проводится в большинстве стран. В Западной Европе добавляется, разумеется, проблема НАТО и антисоветской стратегии. Что касается таких стран, как Мексика и большинство государств «третьего мира», то здесь идет речь о доступе американских корпораций к их природным ресурсам и рабочей силе.

Вопрос. Следовательно, деятельность ЦРУ направлена и против национальных капиталистических кругов, старающихся закрыть двери перед североамериканским империализмом?

Ответ. Да, она направлена как против капиталистических и финансовых кругов этих стран, так и против левых режимов и движений. Только в первом случае трудностей у ЦРУ, возможно, меньше, поскольку националистические организации или движения чаще всего менее склонны к широкому сотрудничеству с Советским Союзом, чем левые силы. Поэтому, когда идет речь о левых правительствах, опасность для выше упомянутых интересов США возрастает. Однако, несомненно, националистические режимы также угрожают экономическим интересам монополий Соединенных Штатов.

Миф для оправдания тихой агрессии

Вопрос. Судя по твоим высказываниям и книге, можно четко выделить две главные мотивировки международной политики США: противодействие установлению любой некапиталистической системы правления и «защита от России», которую они рассматривают как враждебную и экспансионистскую силу, угрожающую их интересам…

Ответ. В ЦРУ не любят пользоваться термином «капиталистическое», а предпочитают употреблять слово «плюралистическое», что, по сути, служит другим способом выражения идеи правительства, благоприятствующего процветанию капитализма. Необходимо помнить, что внешняя политика США, включая деятельность ЦРУ, всегда определялась динамикой внутреннего развития этой страны. Известная доля материального богатства Соединенных Штатов основана на эксплуатации других народов и их природных ресурсов. На сохранение этой доли и направлена деятельность международной секретной полиции, создающей условия для процветания североамериканских компаний за рубежом. Пока не изменится положение в самих Соединенных Штатах, эта страна всегда будет нуждаться в услугах ЦРУ или любой другой организации, которая может занять его место. И дело тут не просто в борьбе между социализмом и капитализмом, а в стремлении США сохранить условия экономической эксплуатации других народов. Это неотъемлемая часть внешней политики Соединенных Штатов.

Вопрос. Как ты думаешь, верят ли там всерьез в возможность военного нападения со стороны советского Союза, как о том говорят?

Ответ. Общепринятое оправдание деятельности ЦРУ отчасти обосновывается теорией заговоров, утверждениями, что любое левое политическое движение и в особенности коммунистические партии других стран – порождение «экспансионистской политики Советского Союза». Это, конечно же, рассчитано на оправдание вмешательства во внутренние дела других стран. На самом же деле такое вмешательство  всегда предпринималось с целью защиты экономических интересов США. Характерно, что внешняя политика Вашингтона всегда стоит перед дилеммой: с одной стороны, на словах она признает необходимость социальной справедливости и равенства в отношениях между большими и малыми странами, а с другой – отвергает социализм как средство достижения такой справедливости.

Тактика «ползучей контрреволюции»

Вопрос. Несколько лет ты работал в Уругвае в качестве офицера разведки и принимал участие во всех интригах и заговорах ЦРУ, направленных на свержение правительства, стоявшего в то время у власти. Как ты считаешь, являются ли проведенный там переворот и сложившаяся после него политическая обстановка в странен результатом деятельности ЦРУ?

Ответ. Абсолютно не сомневаюсь в этом. Думаю, моя деятельность в Уругвае в 1964, 1965 и 1966 годах и работа ЦРУ в последующие годы – в конце 60-х и начале 70-х годов – привели к логическому концу. Между прочим, следует отметить тот факт, что человек, стоявший во главе отделения ЦРУ в Уругвае с 1970 по 1973 год, то есть на кануне и во время государственного переворота, в настоящее время возглавляет отделение управления в Лиссабоне. Это некто Джон Морган. До Уругвая он с 1966 по 1969 год работал в Бразилии, а уже потом переехал в Монтевидео.

Вопрос. Кстати, о Бразилии.. Имело ЦРУ отношение к государственному перевороту 1964 года в этой стране?

Ответ. Несомненно. Оно приложило все силы, чтобы свергнуть правительство Гуларта. С момента, когда Жанио Куадрос подал в отставку с поста президента (1960 – 1961 гг.–Ред.), ЦРУ делало все возможное для укрепления позиций консервативных сил. Позднее оно принимало самое активное участие в проведении выборов в 1962 году. Оно потратило многие миллионы долларов, чтобы повлиять на их исход в своих интересах, но добилось лишь частичных успехов. Однако ЦРУ продолжало свою деятельность, чиня всевозможные препятствия пришедшему к власти правительству Гуларта и создавая в стране подходящую психологическую атмосферу при помощи средств массовой информации. Газетные передовицы, заметки, комментарии – все это было направлено на создание в стране антикоммунистической истерии и паники. Пропагандистская кампания вылилась в грандиозные манифестации католиков накануне падения правительства Гуларта. Как видишь, путем всех этих акций ЦРУ стремилось создать условия, необходимые для захвата власти военными, остальное было уже вопросом времени.Подобная же политическая ситуация в свое время возникла в Чили, Уругвае и дважды за время моего пребывания в Эквадоре. Мы просто помогали создать необходимые условия для свержения правительств, которые не устраивали США, используя для этого все методы – инфильтрацию, пропаганду, организацию конфликтов, экономический саботаж…

Вопрос. …кроме того, задержки в предоставлении кредитов…

Ответ. …политическое давление – словом, все. Затем остается ждать какой-нибудь провокации, за которой следует переворот.Миллионы для оплаты грязных дел

Вопрос. Результаты подобной подпольной дипломатии уже налицо в Уругвае, где современная политическая обстановка, несомненно, напоминает положение в Бразилии после переворота 1964 года и в Чили после переворота 1973 года, а также – что особенно настораживает – обстановку в Европе в 30-е годы… Учитывая, что в этих трех странах ЦРУ «работало» на протяжении нескольких лет до переворотов и, очевидно, сыграло решающую роль в подготовке путчей, а также в установлении новых режимов, считаешь ли ты реальной возможность подобных, в том числе фашистских, переворотов в других странах Латинской Америки, если шпионское ведомство будет продолжать там действовать?

Ответ. Многое зависит от успехов или неудач более «умеренных», либеральных правительств и от сплоченности населения этих государств в стремлении выбрать альтернативную форму государственного устройства. Правительство США – а это относится и к ЦРУ – хотело бы видеть там у власти «умеренные» буржуазные режимы, которые проводили бы определенные реформы, но не мешали орудовать в своих странах североамериканским компаниям, оставались в сфере политического влияния США, широко сотрудничая с ними. Но реформизм «умеренных» правительств терпел провал то в одной, то в другой стране, и не только в Латинской Америке. Отчасти – в результате крайне неравномерного экономического развития государств, частично – потому, что народ искал новые пути развития и приходил к выводу о необходимости установления социализма. И чем эффективнее он сплачивался для достижения этой цели (как это, между прочим, происходило в Уругвае: в 1960 году коммунистическая партия завоевала там 2 процента голосов, а в 1971 году получила от 18 до 20 процентов голосов в составе Широкого фронта), тем активнее и агрессивнее действовало ЦРУ, готовя государственный переворот, а затем оказывая помощь в проведении репрессий. В настоящее время это происходит не только в Латинской Америке.Вопрос. Иными словами, ЦРУ продолжает проводить эту политику повсюду в мире?

Ответ. Да. В зависимости от региональных и национальных условий меняются методы, но суть остается прежней.

Вопрос. Однажды, во время дискуссии за «круглым столом» о событиях в Португалии и Анголе, ты упомянул, что уже к концу второй мировой войны США активно вмешивались во внутренние дела других стран, чтобы помешать коммунистам войти в состав правительств. В то время в Италии уже существовала сильная коммунистическая партия, возглавлявшая движение Сопротивления против режима Муссолини, а потом против немецких фашистов, и у нее были возможности прийти к власти…

Ответ. Верно. ЦРУ вмешалось в ход событий в Италии. (Точнее, это была предшествовавшая ему организация, сотрудники которой влились позднее в состав ЦРУ.) Само ЦРУ оказывало влияние на ход событий в Италии, начиная с выборов 1948 года. Хорошо известен тот факт, что на поддержку политических сил Италии, которым США оказывают покровительство ( в основном это Христианско-демократическая партия), за прошедшие годы было израсходовано свыше 75 миллионов долларов. Кроме того, стало известно, что президент Форд утвердил новые ассигнования в размере 6 миллионов долларов для укрепления влияния США в Италии и других странах мира.

Из страха перед будущим

Вопрос. В своей книге ты утверждаешь, что ЦРУ поддерживает жесткие репрессивные правительства, поскольку «умеренные» терпят крах. Не будем затрагивать вопрос о том, что своей деятельностью оно содействует падению и реформистских режимов, как это произошло в Гватемале, Бразилии, Чили… Я хотела бы спросить следующее: американский экономист Кеннет Гелбрейт своей книге «Экономика, мир и смех», говоря о трудностях стран «третьего мира», приходит к четкому выводу, что в Латинской Америке только революция  может открыть двери для беспрепятственного развития каждой страны. Ты согласен с ним?

Ответ. Безусловно согласен. Главная причина в том, что многие поколения латиноамериканцев почти непрерывно подвергались эксплуатации и угнетению. Мне кажется непостижимым, чтобы горстка их соотечественников, которым удалось прибрать к рукам почти все богатства и доходы и которые командуют полицией и армией в своих странах, добровольно отказалась по каким-либо гуманным или филантропическим причинам от своих привилегий и власти. Единственный способ изменить существующее положение – это последовать примеру Кубы, то есть сплотить народ, взять власть в свои руки и ликвидировать этих представителей класса имущих.

Я еще раз хочу повторить: небольшой класс имущих не собирается добровольно отказываться от своих привилегий. Поэтому ЦРУ действует не в одиночку. Оно субсидирует деньги, предоставляет необходимое оборудование и руководит действиями определенных лиц, живущих в данной стране, как правило, реакционных элементов. Их руками оно и проделывает всю подрывную работу.

Изабель ФРЭР«СЬЕМПРЕ», МЕХИКО.

За рубежом, 1976, №46.