В последние дни перед посольством США в Тегеране проходят массовые демонстрации, участники которых требуют, чтобы Соединенные Штаты прекратили оказывать поддержку нынешнему режиму. В кровавых расправах над демонстрантами, кроме иранских войск и полиции, участвуют также морские пехотинцы США.
«ЮМАНИТЕ», ПАРИЖ
Есть вещи, о которых нельзя молчать. Так, например, нельзя не писать о том, что президент США лжет. В армии и правительственных учреждениях Ирана находятся 50 тысяч американских «экспертов» и «советников». Американские самолеты ежедневно доставляют в Тегеран оружие и агентов ЦРУ. Но Картер заявляет, что «Соединенные Штаты не имеют никакого намерения вмешиваться во внутренние дела Ирана и не намерены допустить чьего-либо вмешательства». Но он вынужден признать, что у Соединенных Штатов нет каких-либо доказательств вмешательства Советского Союза во внутренние дела Ирана.
Он заявляет: «Совершенно очевидно, что Соединенные Штаты полностью поддерживают шаха». И это в то время, когда иранский народ демонстрирует ненависть к диктатуре. Журналисты подробно рассказывают о том, что происходит в настоящее время в Иране: в различных городах страны военные и агенты тайной полиции открыто стреляют в людей на улицах, жестоко расправляются с теми, кто отказывается кричать: «Да здравствует шах!»Президент Картер делает вид, будто защищает права человека, но на самом деле он оправдывает расправы, чинимые тегеранским режимом.Все это делается ради сохранения господства американского империализма в Иране. При Никсоне, этом «поборнике свободы», американские бомбардировщики пытались стереть с лица земли Вьетнам. Но Вашингтон проиграл войну. Картер попытался в какой-то мере отмежеваться от такой политики, демагогически рассуждая о «правах человека». Но его постоянная поддержка шаха – это саморазоблачение. Империализм остается тем, чем был и раньше.
«НЬЮСУИК», НЬЮ-ЙОРК
«Проклятые янки! Вы знаете о зверствах нынешнего режима. Но хотя все честные люди осуждают его, вы вместе с вашим президентом поддерживаете его. Вот почему весь иранский народ ненавидит вас». Подобные листовки появляются повсюду, где живут и работают американцы. Они расклеены на широких, окаймленных деревьями улицах северо-восточной части Тегерана, на рыночной площади Исфахана, в магазинах Шираза, на нефтяных промыслах Ахваза. Несмотря на неправильную орфографию, смысл этого обращения к американцам вполне ясен.
Антиамериканский подтекст волнений в Тегеране заставил американцев осознать, что они становятся непопулярными в Иране.Участники демонстраций протеста разгромили помещение авиатранспортной компании «Пан-Америкен уорлд эйруэйс», швыряли камни в гостиницу «Интерконтинентл», подожгли грузовик, принадлежащий компании «Пепси-кола».Толпа бросала зажигательные бомбы в американские виллы и в многоквартирный жилой дом, населенный американскими советниками; это первое нападение на американский «анклав» в Тегеране, который до сих пор жил без тревог. Последующая расклейка листовок по всей стране и требования забастовавших рабочих нефтепромыслов выдворить иностранцев из страны лишь подчеркнули лейтмотив «Янки, убирайтесь домой!».Хотя посольство США и должностные лица американских корпораций не хотели заострять на этом внимание, началось массовое бегство американских гражданских лиц из Ирана.Тысячи американцев в Иране – военнослужащие, помогающие обучать иранские вооруженные силы обращению с современным оружием, в большом количестве закупленным шахом.
РЕЙТЕР ИЗ ТЕГЕРАНА
Подразделение иранской армии, охранявшее путь следования демонстрации в городе Тебризе, было отправлено командованием в казармы после того, как войска отказались исполнять приказы офицеров. Этот эпизод – первый случай открытого неповиновения армии – произошел во время дня траура, объявленного противниками шаха по ста демонстрантам, убитым в ходе волнений на прошлой неделе. По словам официального представителя, когда войска на своих грузовиках отправлялись в казармы, солдаты отвечали на приветствия демонстрантов.Как указывают представители оппозиции, это первый случай массового неповиновения в армии. Очевидцы заявляют, что солдаты сложили оружие и на двенадцати бронетранспортерах присоединились к манифестантам. Боевые машины были оклеены антиправительственными лозунгами и портретами руководителя религиозной оппозиции аятоллы Хомейни.
«Интернэшнл геральд трибюн», Париж
За рубежом, 1979, № 1