Обезлюдел Лувр, карманники, промышляющие у собора Нотр-Дам, еле сводят концы с концами, но к подножию Эйфелевой башни по-прежнему устремляются вереницы людей и автобусов. Три с половиной миллиона посетителей ежегодно. «Самый популярный среди туристов объект не только во Франции, но, пожалуй, и во всем мире», — с удовлетворением констатировали представители частной компании «Общество Эйфелевой башни», уже 90 лет наживающейся на этой самой популярности. Но на днях башню национализировали. Теперь всеми ее службами руководит группа директоров, представляющих интересы муниципалитета Парижа – держателя 40 процентов акций компании.
Борьба между владельцами башни и городом тянулась долго. Ведь рестораны, бары, лотки сувениров и киоски фотографов приносят ежегодно до 10 миллионов долларов дохода. Городу отходило из этих денег всего лишь 700 тысяч долларов, но муниципалитет никогда не оставлял мысли увеличить свою долю в доходах. И вот теперь это стремление реализовалось.
Поводом для разрыва взаимоотношений между Парижем и компанией послужил спор о подъемниках. Два больших двухэтажных лифта возносят публику по северо-западной и северо-восточной опорам башни до первой и второй платформ. До 1970 года два других подъемника курсировали от второй платформы, находящейся на высоте 100 метров над землей, почти до вершины, на высоту 300 метров.
Городские власти утверждали, что гидравлические лифты второй площадки небезопасны, и требовали заменить их электрическими. Компания доказывала, что это обойдется ей приблизительно в 10 миллионов долларов или даже еще больше, если город не согласится сократить свою долю в ежегодных прибылях. Муниципалитет отказался и потребовал, чтобы компания либо остановила подъемники, либо взяла на себя всю ответственность за их безопасность. Компания предпочла последнее, но, как сказал представитель одного из крупнейших вкладчиков компании, банка «Французский коммерческий кредит», «мы пришли к выводу, что риск начинает перевешивать преимущества». Муниципалитет Парижа отказал компании в продлении аренды башни и стал теперь ее главным владельцем.
«ИНТЕРНЭШНЛ ГЕРАЛЬД ТРИБЮН», ПАРИЖ.
За рубежом, 1980, №3.