Банный ритуал у каждого народа свой. Мы – северные люди – привыкли охаживать себя в парилке вениками, а потом выпрыгивать из нагретого пространства в прорубь (или хотя бы в холодный бассейн). В мексиканской темной бане, или тэмацкале, принято петь и играть на музыкальных инструментах.
Форма глиняной индейской бани напоминает лежащую беременную женщину, в «животе» которой и помещается основная паровая комната. Снаружи тэмацкаль украшен ритуальными фигурами из соломы и ткани. Некоторые – глиняные – вылеплены из текстуры самой стены.
Перед входом требуется медитация. Сажусь на тонкую циновку, которой застелен маленький дворик с душем и раздевалкой. Травяной чай, ароматические палочки. Сидим под пальмами, медитируем. Спрашиваю, что за палочки с таким терпким ароматом. Отвечают: «»Семь мачо» — активируют защитную энергию организма». Гид тэмацкаля начинает исполнять медитативные песнопения. Мы повторяем последние строки. Это длится примерно двадцать минут. «Вот мы и готовы, кажется», — говорит гид и ведет нас по маленькой каменной дорожке к глиняной утробе. Маленький вход, перед ним — корзины с музыкальными инструментами. Большинство из них представляют собой различного вида перкуссии, поражающие воображение разнообразием форм и производимых ими звуков. Каждый участник выбирает себе инструмент по вкусу, и мы почти заползаем в темное внутреннее помещение.
В свете, проникающем из открытой двери видно, что в середине находится горячий каменный стол-камин, разогреваемый огнем и затем – углями — изнутри. Все рассаживаются вокруг него. Дверь плотно закрывается, воцаряется темнота. Суть всего происходящего следом – приблизить человека к состоянию младенца в утробе матери. Рекомендуется сидеть, немного сгруппировавшись, имитируя позу эмбриона, но можно и просто удобно расслабиться.
Температура в тэмацкале обычно достигает +35-45 градусов. Входить разрешается в очень легкой и неплавкой одежде, например в хлопчатобумажном купальнике или легкой маечке из натуральных тканей. Однако, как и перед визитом в любую баню, весьма желательна предварительная консультация с врачом.
Гидом тэмацкаля обычно является женщина, мужчины — редкость. Хорошим гидом может стать не всякий, здесь важно не столько знание самого процесса, сколько умение чувствовать психологию и энергетику участников сеанса и прекрасно владеть своим голосом.
Хотя подобие тэмацкалей существовало у многих племен, родиной их считаются южные мексиканские территории, где был распространен язык «науатль». На этом индейском наречии «тэмац» означает «пар», а «калли» — «храм». Основные ритуалы, как и сама конструкция тэмацкаля, в культуре науатль обычно посвящались важной фигуре в пантеоне, носительнице нескольких имен – богине Тоси (в переводе «наша бабушка»), она же Тетео Иннан («мать богов»), Тэмацкальтеси («бабушка паровых бань»), покровительнице врачевателей, акушерок, травниц, гадалок и гидов тэмацкалей.
В темноте глиняной утробы ведущая запевает ритуальную песню с повторяющимися строками на науатле, все ей вторят, затем подключается ритм, присутствующие импровизируют в зависимости от избранного инструмента. После пения мы выполняем ряд дыхательных упражнений. Гид усиливает жар и подбрасывает ароматных трав. Участники знакомятся в темноте, не вставая со своих мест, по очереди говорят о своих чувствах и ощущениях на данный момент. Ведущая рассказывает о смысле следующего песнопения и сообщает ключевые фразы. Импровизация на инструментах начинается практически сразу, темнота помогает голосам звучать выразительнее. Очень жарко, но этого никто не замечает. Мы подходим к ключевой точке. Теперь каждый должен исполнить песню или хотя бы часть. Не важен ни стиль, ни язык — полная свобода выражения, и все участники в импровизационной манере поддерживают выступающего. Завершается действо всеобщей благодарностью покровительнице, месту, всем остальным участникам и, конечно, себе самим. Дверь открывается, и участники выбираются наружу. На каждого выходящего набрасывают полотенце.
Можно ополоснуться в душевой и вернуться на циновку двора, вновь накрывшись большим махровым полотенцем. Помощницы гида подходят и массируют каждому ноги и спину с душистыми маслами. После 15-минутного лежания можно подняться и выпить чашку чая из горных растений, выращенных в лекарственном саду гида.
Считается, что человек, регулярно проходящий ритуал тэмацкаля, очищает ум и тело, восстанавливает утраченную связь с природой и с собственной глубинной сущностью. Будете в наших местах – не забудьте попариться.
Текст: Екатерина Кульганек