В обществе, где до сих пор в ходу атавистическое пожелание «Auguri e figli maschi» («Всего вам доброго и отпрысков мужского пола») и еще живо — особенно на юге страны — представление о женщине как о жене, матери и хранительнице домашнего очага, женские завоевания в социально-экономической и общественной сфере вызывают искреннее восхищение и уважение. Современные итальянки — умные, образованные, предприимчивые и амбициозные, изменили трудовой рынок страны, активно осваивая профессии и успешно справляясь с задачами, которые традиционно считались мужским доменом.
Статистика, впрочем, свидетельствует о том, что женщинам Италии все еще есть за что бороться: лишь 6,5% из них состоят на дипломатической службе, около 18% занимаются политикой, 31,3% занимают пост префекта, 14,6% — главные врачи больниц. Пять итальянок из 10 не имеют источников дохода, связанных с трудовой деятельностью, те же из них, кто получает зарплату, зарабатывают в среднем на 6 тыс. евро в год меньше, нежели мужчины, выполняющие ту же работу. Процент женской безработицы выше мужской, массовая женская безработица — серьезная проблема для южных регионов страны.
8 Марта в Италии отмечают далеко не так активно, как в России. Для многих итальянцев это обычный, рядовой день без какого бы то ни было идеологического или эмоционального подтекста. А те, кто все же отмечает, редко вспоминают о первоначальном социально-политическом значении этого праздника. День 8 Марта постигла та же участь, что и Рождество — он стал жертвой коммерции. Сегодня его по праву называют праздником рестораторов, владельцев стриптиз-клубов и цветочных магазинов, бойко торгующих букетиками мимозы — неизменным восьмимартовским атрибутом.
У этого праздника, надо заметить, немало и противниц, готовых гневливо метнуть в дарителя букетом мимозы или разразиться гневной тирадой в ответ на нейтрально-невинное поздравление: «Если вы отмечаете женский день 8 марта, то кто же я, по-вашему, все остальное время года? И не ждите от меня благодарности за то, что мое существование наконец-то заметили и признали».
Эмансипация принесла женщинам права и свободы, но стали ли они от этого счастливее? Сегодня они протестуют против того, что в обществе царит потребительское отношение к женщине как к предмету, красивой безделушке, которой хочется обладать или пользоваться, но в то же время их поведенческие модели зачастую склоняют к мысли, что этот протест не вполне искренен.
Андреа, мой старый добрый приятель и холостяк со стажем, никогда не выходит из дома 8 марта. Женские компании, которые отмечают свой праздник в ресторанах или клубах с неизменным мужским стриптизом, вызывают у него бурю эмоций: негодование, жалость и страх. «Они похожи на фурий, которые заполучив свободу, вызывающе ее демонстрируют, не найдя ей лучшего применения, — говорит он. — В мужчине они видят источник своих несчастий и в нем же ищут спасения. Они готовы разорвать его на части, а затем снова собрать и по-матерински погладить по голове. Они презирают его и ищут его признания. Это вечный, неразрешимый конфликт. Равенство полов — полнейший бред, женщина и мужчина — вечные участники сложной биологической игры, правила которой невозможно изменить».
Впрочем, Андреа ничего не имеет против самого праздника. Но уточняет при этом, что признание женских прав и достижений требует от общества нравственной зрелости, и до тех пор, пока эта зрелость не наступит, день 8 Марта в Италии так и останется стриптизно-мимозным фарсом.
Текст: Ирина Будзивула