Мир посмотреть

Мир посмотреть

18.03.2015 02:28
4335
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Писатель, конечно, нафантазировал приключения Филеаса Фогга, обогнувшего земной шар за 11 с хвостиком недель на пари – при условии использования исключительно общедоступного транспорта. Принцип «от невероятного к вероятному» оказался весьма притягателен, поскольку обычному человеку было заявлено: «Кто бы ты ни был, дерзай!»

Попутного ветра!

История кругосветок началась задолго до Жюля Верна. Первыми, кто обогнул земной шар, были в 1519-1522 гг. члены экспедиции Магеллана. Увы, сам капитан погиб в пути. В XVIII столетии Джеймс Кук открыл целую эпоху кругосветных плаваний, богатую географическими открытиями. Как и Магеллан, Кук заплатил жизнью.

В 1766 г., чтобы совершить кругосветное плавание, француженке Жанне Баре пришлось переодеться мужчиной. Естественно, путешествовала она в качестве пассажира.

В наше время морские кругосветки из плаваний первооткрывателей превратились в мощный спортивный бизнес и хобби состоятельных людей. Ценится не просто кругосветка, а путешествие в одиночку. Впрочем, плавать на яхтах теперь намного проще, чем столетиями раньше. Лодки из синтетических материалов куда надежнее деревянных, а жизнь мореплавателя облегчает многочисленное оборудование, начиная от ветрового рулевого, заменяющего человека на румпеле, до электронных приборов, определяющих местонахождение судна, глубину моря и дающих долговременный прогноз погоды. Таким образом, «обогнуть шарик» теперь пытаются не только просоленные морские волки, но и обычные люди — служащие, студенты, семьи с малолетними детьми, пенсионеры.

Что касается рекордов среди яхтсменов-одиночек, то ставят их, конечно, профессионалы. Первым был канадский моряк Джошуа Слокам, обогнувший земной шар на гафельном ялике «Спрей» длиной 11,2 м. В 1895-1898 гг. у него ушло на это 3 года и 2 месяца, поскольку приходилось застревать в портах для починки судна. Робин Нокс-Джонстон в 1968-1969 гг. совершил безостановочное кругосветное плавание на бермудском кече «Суахили» длиной 9,9 м за 312 дней. Кстати, он был единственным из участников престижной парусной гонки «Золотой глобус», кто вообще добрался до финиша. Почти вдвое быстрее – за 161 день — обогнул планету британец Майкл Голдинг в 1993-1994 г. на шлюпе «Групп 4» длиной 20,4 м. Ну а первое женское одиночное плавание совершила австралийка Кейт Котти в 1987 г. на бермудском шлюпе «Ферст Леди» длиной 11,24 м.

Аки птицы небесные


Воздушную кругосветку впервые в мире совершила в 1929 г. команда немецкого дирижабля «Граф Цеппелин».

Время в пути – 20 дней (с тремя промежуточными посадками).Трудно поверить, но первым авиатором, в одиночку облетевшим Землю, был летчик-любитель, имевший весьма скромные навыки пилотирования. Немец Фридрих Карл фон Кениг-Вартхаузен стартовал на легком самолете Klemm L.20B в Берлине 9 августа 1928 г. и вернулся 23 ноября следующего года. Полет, естественно, изобиловал многочисленными промежуточными посадками – иного техника того времени не позволяла. Кениг-Вартхаузен приземлялся в России, Азербайджане, Индии, Китае, Таиланде, Японии, США и других странах. Часть пути (из Сингапура в Шанхай, из Иокогамы в Сан-Франциско) путешественник проделал на пароме и пароходе. Собственно в воздухе он провел 450 часов. Забавная деталь: из путешествия Фридрих привез с собой сиамскую кошку, подаренную ему женой короля Таиланда.

На двухколесном друге

7 января 1887 г. американец Томас Стивенс завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде «пенни-фартинг» с огромным передним колесом (диаметр – почти в человеческий рост). За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль (по морям – по волнам он, естественно, передвигался на пароходах). Маршрут Стивенса был таков: Сан-Франциско – Бостон — Ливерпуль – Дьепп – Гамбург – Вена – Будапешт – София — Бухарест – Ереван – Баку – Батуми – Константинополь – Тегеран – Дели – Гонконг – Шанхай – Токио. Всю дорогу путешественника сопровождал его старый добрый Smith & Wesson 38-го калибра.

Россиянин Онисим Панкратов в 1911-1913 гг., по профессии пожарный, оседлав двухколесного друга марки Misho-Cowper, объехал 24 страны. За время путешествия Онисим поменял 14 покрышек, 3 седла плюс энное количество подшипников и спиц. Позднее Панкратов увлекся авиацией и стал военным летчиком. Он погиб в воздушном бою на Первой мировой.

В поисках запчастей

В октябре 1912 г. американец Карл Клэнси отправился в кругосветку на мотоцикле Henderson с двигателем мощностью в 8 лошадиных сил. Карл выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь на юг Испании, через Северную Африку и Азию. В заключении тура Клэнси пересек всю Америку, пробыв в пути 10 месяцев. Главной проблемой было отсутствие запчастей и бензина, особенно в Африке. Приходилось погружать железного друга на повозки, которые тянули лошади, мулы, ослы и даже верблюды.

На конной тяге

Веселая английская семейка – Дэвид, Кейт, Торкуил, Эйлид и Фионн Грант (муж, жена и трое детей) – решила, что лучше всего прокатиться по миру на конном фургоне с печкой-буржуйкой. Отправившись в путь осенью 1990 г., за 7 лет Гранты преодолели около 27650 км, проехав по Нидерландам, Бельгии, Франции, Италии, Словении, Венгрии, России, Украине, Казахстану, Монголии, Китаю, Японии, США и Канаде. Поскольку «овес нынче дорог» (путешествие обошлось в $96 тыс.), семье пришлось продать свой дом.

Все четыре колеса

Спонсором фрау Клереноре Стиннес, совершившей первое кругосветное путешествие на автомобиле, был ее отец, богатый немецкий промышленник. В 1927 г. она выехала из Берлина на 60-сильном «Adler Standart 6»; ее сопровождали два механика на грузовике с запасными частями. Проехав за два года 47 тыс. км по дорогам 23 стран, Клереноре благополучно вернулась в родной город.Первым, кто прокатился на автомобиле по всем обитаемым континентам (причем через их крайние точки) был россиянин Владимир Лысенко. В 1997-2002 гг. он проехал 160 тыс. км по 62 странам.

На своих двоих

Пересечь континенты пешком пробовали сотни людей; в большинстве случаев неудачно. Впервые это получилось у американца Джорджа Мэтью Шиллинга. Отправившись в путь 3 августа 1897 г., он вернулся домой через 7 лет. Правда, официально подтвердить весь пройденный километраж он не смог. Это сделал другой американец – Дэвид Кунст. За 4 года и 3 месяца (1970-1974 гг.) он обошел четыре континента, преодолев 23 250 км.

Британец Роберт Гарсайд совершил кругосветное путешествие бегом трусцой. 20 октября 1997 г. он начал движение в Нью-Дели (Индия) и закончил его там же, 13 июня 2003 г. За 5 лет пробежал 56 тыс. км и износил 33 пары спортивной обуви. В дороге Гарсайд активно пользовался мобильными гаджетами, выкладывая информацию о путешествии на своем сайте.

Нас не догонят!

В путешествиях на космическом корабле, подводной лодке и автостопом россияне оказались «впереди Европы всей». Да что Европы – всего мира! Как известно, Гагарин первым облетел планету по околоземной орбите, а спустя пять лет «ограниченный контингент» советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение.

Целых два года (1992-1993) россияне Михаил Дуткевич и Алексей Воров голосовали не за депутатов разных уровней, а на дорогах мира, дабы совершить кругосветку автостопом. Затея сверхсложная, учитывая визовые проблемы и регионы, где вообще не признают никаких виз, кроме автомата Калашникова.

Участники экспедиции, по их уверениям, совершили путешествие за 522 дня (с учетом времени на получение виз), не пользуясь никаким рейсовым транспортом, и побывали в 25 странах Евразии, Северной и Южной Америк. Расстояние — 83 тыс. км.

На шаре с биотуалетом

У богатых, как известно, свои причуды. Американский миллионер Стив Фоссет с «воздушно-ковбойским» менталитетом, заскучав от изобилия заработанных средств, решил потратить их часть на кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку. Первые попытки оказались неудачными, но в 2002 г. все получилось. Шар был оборудован по последнему слову техники, имел рулевую рубку, жилой отсек, биотуалет и т. д. Полет Фоссета продолжался 13 дней. Был он совсем не легкой прогулкой, а серьезным испытанием мужества пилота, попадавшего в серьезнейшие переделки. Впрочем, на этом миллионер не успокоился – в марте 2005 г. впервые в истории авиации он совершил одиночный кругосветный беспосадочный перелет без дозаправки в воздухе на реактивном сверхлегком самолете марки «Глобалфайер-311». Летел, между цпрочим, долго – почти трое суток.

На спор

Уже упоминавшийся литературный персонаж Филеас Фогг, чтобы выиграть пари, совершил путешествие на поездах и пароходах по маршруту Лондон – Суэц – Бомбей – Калькутта – Гонконг – Иокогама — Сан-Франциско — Нью-Йорк – Лондон. В 1888 г. газета New York World и журнал Cosmopolitan поспорили, чья корреспондентка проедет по этому же пути быстрее героя Жюля Верна и опередит соперницу. Реквизит путешественниц должен был умещаться в небольшом чемоданчике, а бюджет поездки составлять $500. 

14 ноября 1889 г. представительница New York World Нелли Блай взошла на борт трансатлантического лайнера Augusta Victoria и отправилась в путь. На ее долю пришлось меньше приключений, чем в книге, однако были и опоздания на поезд, и посещение колонии прокаженных в Китае, и покупка ручной обезьяны в Сингапуре, и даже встреча с Жюлем Верном. Нелли Блай выиграла у представительницы Cosmopolitan Патриции Смит благодаря владельцу своей газеты – знаменитому Джозефу Пулитцеру.

21 января Нелли прибыла в США, на южное побережье. Однако ей еще предстояло добраться до Нью-Йорка. Если бы журналистка ехала по обычному железнодорожному расписанию, с несколькими пересадками, то никак не уложилась бы в 80 дней. И тогда Пулитцер выслал за ней персональный поезд, состоявший из паровоза и одного вагона. Таким образом, мисс Блай затратила на дорогу 72 дня 6 часов и 10 минут. Ее соперница из Cosmopolitan прибыла позднее на 5 дней.

Попытка не пытка

Упомянем несколько курьезных попыток завоевать мировую славу с помощью необычных кругосветок. Редкие из них были завершены, но сам энтузиазм заслуживает уважения или хотя бы улыбки.

В 1900 г. австриец Иоганн Гурлингер отправился по свету… на руках. Скорость передвижения составляла 2,54 км/ч. За 55 дней он прошел от Вены до Парижа примерно 1,5 тыс. км. На этом силы и терпение рукохода иссякли.

Еще более курьезный способ избрал индийский гуру, «святой подвижник» Лотан Баба. В 1994 г. он в течение 8 месяцев… перекатывался со спины и живот, продвигаясь на 10-12 км в сутки. За это время ему удалось одолеть 4 тыс. км от Ратлама до Джамму. Свое путешествие Лотан Баба посвятил богине Вишну Деви. Важная деталь: в пути он почти ничего не ел (по крайней мере, на публике), довольствуясь водой да еще иногда сигаретой. Прикурить ему давали сердобольные встречные.

Француз Жюль Пигаль в 2007 г. подбил жителей захиревшей деревни Лапутье продать ее (в Европе это нынче в моде), а на вырученные деньги отправиться в кругосветное путешествие. 13 жителей в возрасте от 56 до 83 лет так и сделали. Выставили деревеньку на торги, собрали скарб, погрузили на несколько трейлеров и – в путь-дорогу. Энтузиасты колесят по миру до сих пор.

Немец Вольфганг Шмидт отправился по миру на поездах и самолетах, взяв с собой любимых домашних питомцев: кошку (в переноске), попугая (в клетке) и паука редкого вида (в специальном сосуде). Узнав об этом, возмутились представители европейских обществ защиты животных, включая Брижит Бардо, и подали в суд. Пришлось незадачливому путешественнику вернуться с дороги, да еще заплатить крупный штраф.

Поляк Кшиштоф Михальски отправился в путь по миру на высоченных ходулях. Все было бы хорошо, если не проблема посещения общественных туалетов при вокзалах и автостанциях. Парня хватило лишь на тройку европейских стран, потом он сдался.

Среди удачных курьезных походов – достижение американца Артура Блессита. Он провел в пути 26 (!) лет, стартовав на рождество 1969 г. Прошел 50559 км, побывав на всех 7 континентах. Самое поразительное, что путешествовал Блессит, держа на плечах деревянный крест высотою 3,7 м!

По большому кругу

В принципе, совершить кругосветку можно за пару минут. Добрался до Северного или Южного полюса, воткнул в снег палку и обошел вокруг нее. Правда, рекорд вряд ли засчитают, поскольку международные федерации (авиации, мореплавания, туризма и т.д.) установили для кругосветных путешественников жесткие правила. К примеру, для летчиков требуется пролететь по воздуху расстояние не меньше длины Тропика Рака (т. е. около 37 тыс. км), пересечь все меридианы и приземлиться на аэродроме вылета. У яхтсменов «правильным» считается путь, проходящий через Суэцкий и Панамский каналы и противоположные ему точки на земном шаре. То есть нужно обогнуть земную ось по так называемому «большому кругу», пройдя не менее 21600 морских миль. Судно должно стартовать и финишировать в одной и той же точке. Плавание должно проходить безостановочно (хотя бросать якорь можно), без помощи извне – без пополнения запасов еды, воды и оборудования. То есть: все свое беру с собой. Невольно вспоминается самый великий кругосветчик – библейский Ной. А вот повторить его рекорд в наше время никто не берется за отсутствием спонсоров.

Текст: Александр Лаврин