Муамар КАДДАФИ
Генеральный секретарь Высшего национального конгресса Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии
Вопрос. После революции Иран сократил добычу нефти примерно на 2 миллиона баррелей (1 баррель = 159 литрам) в день. Недавно Нигерия дала понять, что, возможно, прекратит поставки нефти США, если они отменят санкции против нового правительства Зимбабве – Родезии (речь идет о марионеточном, неоколониалистском режиме епископа Музоревы. – Ред.). Может ли Ливия также прекратить добычу этого сырья на несколько недель для достижения своих политических целей?
Ответ. Если США будут продолжать бойкот Ливии, мы наверняка воспользуемся своим правом ответить им тем же.
Вопрос. Вы имеете в виду заказанные Ливией 8 транспортных самолетов «С-130» и 3 «Боинга – 747», на поставку которых США наложили эмбарго?
Ответ. Я имею в виду все и, в частности, эти самолеты. Мы заплатили за них, и, согласно контракту, они наши.
Вопрос. Как скоро вы намерены прекратить поставки нефти в США?
Ответ. Спросите Вашингтон.
Вопрос. Я спрашиваю вас.
Ответ. Трудно назвать точные сроки, но могу сказать, что время истекает.
Вопрос. Вы и другие производители нефти чуть ли не каждую неделю повышаете цены на нее. Не думаете ли вы, что западный мир когда-нибудь отреагирует на это?
Ответ. Но именно западные страны и повинны в быстром росте цен. В этом также вина их нефтяных компаний. Мы, вероятно, больше бы выиграли, если бы сохранили запасы нефти для будущего поколения. Ведь мы слаборазвитая страна. Мы много сделали для развития за последние 10 лет, но можем прожить и за счет сельского хозяйства, рыболовства и животноводства. Мы могли бы использовать нашу нефть только для собственных нужд.
Вопрос. Считаете ли вы, что внешнеполитические задачи и цели вашего правительства все больше приближаются к внешнеполитическим задачам и целям Советского Союза?
Ответ. Советский Союз – друг Ливии, и наши отношения основаны на замечательной дружбе и взаимопонимании. Мы всегда будем оставаться неприсоединившейся страной. Мы согласны по некоторым вопросам внешней политики, но у каждого из нас есть свои особые внутренние проблемы и собственное мнение, как их лучше всего разрешить. Но мы, например, согласны с тем, что разрядка – это путь к налаживанию мирного сосуществования и что она должна охватить все страны. Между нами также согласие в отношении проблем европейской безопасности и борьбы с империализмом.
Вопрос. Каково ваше определение неприсоединения?
Ответ. Неприсоединившаяся страна – это страна, которая не входит ни в НАТО, ни в Организацию Варшавского Договора.
Вопрос. Тогда, согласно вашему определению, Куба – это неприсоединившаяся страна?
Ответ. Да, поскольку она не входит в Организацию Варшавского Договора.
Вопрос. Но ведь она заключила соглашение с Советским Союзом о сотрудничестве в области обороны.
Ответ. Это не критерий.
Вопрос. Что вы можете сказать о Вьетнаме?
Ответ. То же самое.
Вопрос. Ряд глав государств и правительств полагают, что советская глобальная стратегия имеет своей целью взять под контроль «жизненно важные точки» — Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы, Дарданеллы и Гибралтарский пролив. Куба, Эфиопия и Южный Йемен сотрудничают с Советским Союзом на стратегическом уровне. Сотрудничает ли в этом и Ливия?
Ответ. Мы не считаем, что Советский Союз стремится к господству. Мы полагаем, что когда в этих странах совершаются революции, они обращаются к России и Кубе за помощью, а те оказывают эту помощь. Так было и с нами. Советский Союз отвечает на просьбы оказать помощь в защите победивших революций.
Вопрос. Какие военные базы Ливия предоставила России?
Ответ. Никаких. Даже сейчас советские военные корабли не заправляются в наших портах ни топливом, ни водой.
«НЬЮСУИК», НЬЮ-ЙОРК.
За рубежом, № 28, 1979 г.