Президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад для интервью старшему редактору еженедельника «Ньюсуик» Арно де Борчгрейву, в котором изложил позицию своей страны по вопросу о мирном урегулировании на Ближнем Востоке и относительно обсуждаемого в настоящее время второго этапа отвода израильских войск.
Вопрос. Некоторые израильтяне были бы готовы вернуть Сирии Голанские высоты в обмен на долгосрочный мирный договор. Приемлем ли для вас такой обмен?
Ответ. Да, он был бы приемлем, конечно, при условии, что окончательное мирное урегулирование будет включать создание Палестинского государства.
Вопрос. Руководители Израиля говорят, что следующим шагом в отношении Сирии должно быть общее мирное урегулирование. Нельзя ли провести полезное обсуждение этой идеи, созвав снова женевскую конференцию?
Ответ. Конечно. Если израильтяне вернутся к границам 1967 года – и Западный берег реки Иордан и Газа превратятся в Палестинское государство,- будет преодолено последнее препятствие на пути к окончательному урегулированию.
Вопрос. Может ли такое урегулирование означать мирный договор с Израилем?
Ответ. Да, может. Когда все будет улажено, останется оформить все в официальном мирном договоре. Это не пропаганда. Мы действительно так считаем и говорим серьезно и ясно. Это не новые веяния в политике Сирии; это наша основная позиция, утвержденная руководителями партии.
Вопрос. Если бы Израиль заявил в Женеве, что готов помочь созданию Палестинского государства и вернуться к своим границам 1967 года в обмен на нормальные долгосрочные договоры о мире с арабскими государствами, как, по-вашему, откликнулись бы арабы?
Ответ. Достижение этапа, который вы описали, — это наша единственная цель. Мы добиваемся не ограниченного соглашения, а прочного мира. Но срок договора – это фактически процедурный вопрос, и на данном этапе было бы преждевременно обсуждать его. Прежде всего мы должны покончить с состоянием войны. Это означает выполнение резолюции Совета Безопасности ООН №242 (о выводе израильских войск с арабских территорий, оккупированных во время войны 1967 года, в обмен на прекращение состояния войны и признание права Израиля на надежные, признанные границы). А прекращение состояния войны будет означать начало стадии подлинного мира.
Вопрос. Усматриваете ли вы какое-нибудь достоинство в идее гарантирования Соединенными Штатами обороны Израиля в обмен на уход израильтян с арабских земель?
Ответ. Это для нас приемлемо в стадии окончательного урегулирования, но не как гарантия второго шага (по разъединению войск. – Ред.). если бы эти американские гарантии были даны до полного ухода Израиля с оккупированных земель и признания прав палестинцев, единственным результатом стала бы глубокая и длительная вражда между арабами и Америкой. А, по моему мнению, подобного рода гарантии, если не будет достигнуто окончательное урегулирование, фактически превратили бы Соединенные Штаты в соучастника оккупации арабских земель. В таких условиях США никогда не смогли бы иметь друзей в арабском мире.
Вопрос. Мог бы отвод израильских войск еще на 5-6 километров на юге Голанских высот, о котором сейчас ведут переговоры Г. Киссинджер и израильское правительство, быть приемлемым для соглашения о втором этапе (по отводу войск. –Ред.) с вашей страной?
Ответ. В этом мы абсолютно не заинтересованы.
Вопрос. Может быть, вы предпочли бы перейти непосредственно к общему урегулированию с Израилем?
Ответ. Нет, не обязательно. Но еще несколько километров на юге Голанских высот не стоят того, чтобы о них говорили. Нужен значительный отход по всей линии на Голанских высотах, а также движение на двух других фронтах.
«НЬЮСУИК», НЬЮ-ЙОРК.
За рубежом №10 1975г.