Официальный Берлин прежде настороженно относился к зарубежным госкомпаниям и суверенным фондам. Однако в условиях кризиса правительство Ангелы Меркель изменило свою позицию. Желанными теперь стали и российские инвесторы, пишет «Немецкая волна».
«Неужели мы находимся в столь бедственном экономическом положении, что уже не можем обойтись без помощи России?»- таким заостренно-полемическим вопросом задался на днях ведущий влиятельной немецкой радиостанции Deutschlandfunk. И в качестве примера привел автомобилестроительную компанию Opel, верфи Wadan и производителя микрочипов Qimonda. Дальнейшая судьба всех трех борющихся за выживание немецких компаний в той или иной мере связана с возможными российскими инвестициями.
Капиталовложения из России стали едва ли не главной темой переговоров между президентом России Дмитрием Медведевым и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, состоявшихся 14 августа в Сочи. Причем у некоторых немецких комментаторов возникло впечатление, что глава германского правительства летала на черноморский курорт чуть ли не в роли просительницы, отмечает DW-world.de.
Мартин Ванслебен (Martin Wannsleben), генеральный директор Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии, с такой оценкой не согласен. «Госпожа Меркель должна рекламировать инвестиционные возможности в ФРГ и приглашать к нам иностранных инвесторов — это важный элемент ее работы», — подчеркнул Ванслебен.
Тем самым он вновь озвучил давнюю принципиальную позицию всего немецкого делового сообщества: локомотивом германской экономики является экспорт, а потому ФРГ жизненно заинтересована в свободном движении товаров и капитала. Следовательно, она должна обеспечивать его и у себя дома, тем более в ситуации кризиса, когда зарубежный капитал может реально помочь спасти оказавшиеся под угрозой рабочие места.
Инвестиции не пахнут?
«Выходит, деньги не пахнут?»- не унимался немецкий радиоведущий, намекая на возможные криминальные или коррупционные источники тех миллионов, которые поступают или могут поступить в Германию из России.
«Русские деньги здесь в Германии — это хорошие инвестиции и хорошие деньги. Я хотел бы предостеречь от иллюзии, будто мы точно знаем, какие деньги «хорошие», а какие «плохие», — парировал Мартин Ванслебен. Правда, счел нужным добавить: «Вот что мы, безусловно, должны отслеживать, так это строгое соблюдение законов у нас здесь, в Германии, и в Европе».
Так что деньги, действительно, не пахнут, если они работают в Германии легально — такова позиция генерального директора Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии. Это касается и тех денег, за которыми стоят государственные интересы.
Кто следующий?
«Известно, что приходящие на наш рынок российские инвесторы нередко руководствуются не частными, а политическими мотивами. Но, в конечном счете, они тоже должны выполнять четкие требования немецкого законодательства», — подчеркнул Мартин Ванслебен.
Надо сказать, что деловые круги ФРГ придерживались такой точки зрения и раньше. А вот у официального Берлина было настороженное отношение к зарубежным государственным компаниям и суверенным фондам. Однако в условиях кризиса правительство Ангелы Меркель резко изменило свою позицию. И теперь, к примеру, российского инвестора Игоря Юсуфова, купившего верфи Wadan, в Берлине приветствуют в том числе и потому, что за ним, как здесь считают, стоит «Газпром».
На самих верфях отношение к россиянам после прокола с предыдущим хозяином — тоже выходцем из России, не выполнившим ни одного обещания, вполне дружелюбное, о чем свидетельствуют слова этой работницы: «Конечно, нельзя стричь всех русских под одну гребенку. Только что у нас был плохой опыт, но могу вас заверить, что с россиянами из «Норильского никеля», для которых мы построили четыре ледокольных контейнеровоза, у нас очень хороший опыт сотрудничества».