День Мертвых, который веками существовал в Мексике как ритуальное действо поклонения умершим предкам, призванное также эмоционально «сближать» всех живущих со смертью, в конце ХХ и начале ХХI века принял форму увлекательного социального развлечения, что-то вроде западного Хеллоуина. День Мертвых приходится почти на те же даты, но сам Хеллоуин в Мексике праздновать до последнего времени было не принято.
Во многих горных индейских селениях День Мертвых и по сей день справляют максимально близко к традиции. Там люди десятилетиями могут хранить в своих домах кости умерших в открывающихся ящичках. Раз в год кости надо уважить — достать и почистить специальным ножом, придав им блеск и обеспечив тем самым надлежащее хранение останков до следующего раза.
В период празднования Дней Мертвых в каждом мексиканском доме ставят алтарь с желтыми цветами сэмпасучиль, сахарными скелетами и черепами, а также — любимой едой умерших родственников или близких друзей и их фотографиями или портретами. Пик празднования приходится на полночь. Вечером семья отправляется на кладбище со свечами, пищей, иногда даже с музыкантами. Там они проводят ночь, молясь, разговаривая с умершими, исполняя их любимые песни и нередко пускаясь в пляс. Считается, что в эту ночь души всех мертвых находят своих живых родственников и прилетают их «повидать». Им холодно и голодно, поэтому к ним надо относиться с душевной теплотой, а не со страхом. А чтобы души не заблудились, им выкладывают дорогу к подношениям яркими фосфоресцирующими в темноте сэмпасучиль…
Некоторое время назад на курсах для беременных, которые я посещала, по случаю Дня мертвых была устроена фиеста. Там собрались как те, «кто еще не», — со своими мужьями, свекровями и прочими желающими приобщиться, так и те, «кто уже», с результатами своих трудов на руках. Для новорожденных и тех, кто постарше, устроили маскарад. В качестве призов за лучший костюм предлагались всевозможные товары для грудничков. К детям присоединились и взрослые, и даже врач-гинеколог нарядился Смертью, а медсестры – помощниками-исполнителями. Здесь можно было встретить гигантских пряничных человечков из «Шрека», бурхос (колдунов и колдуний) всех мастей, сказочных персонажей со всего мира, чертят и маленьких эльфов.
В конкурсе победили Солнце и Луна с парой близнецов-пчелок, что, в общем, было неудивительно. В народе изображения любовного слияния Солнца и Луны, называемые просто «эклипсэ» (то есть «затмение»), очень популярны и встречаются в украшении домов, на предметах быта, бижутерии, одежде. Их дарят на счастье молодоженам, вешают на стену зала в новом доме, украшают заветный браслет, который призван принести удачу в любви.
А затем началось самое интересное – концерт. Акушерка и директор компании представила клоунский номер, доктор развлек присутствующих пламенной речью Смерти. После этого на сцену вынесли грудничков от трех до шести месяцев. Радостный детский голос исполнял старинную индейскую песню, и родители, методично двигаясь по кругу, выписывали в воздухе пируэты тельцами своих костюмированных детей. Песня называлась «Мы среди могил».