Парламент войны

Парламент войны

10.11.2014 15:38
3816
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вот так, дескать, и ходим по кругу. Это сильно утрированное определение исторического процесса тем не менее может служить неплохой иллюстрацией к итогам парламентских выборов, прошедших в соседнем государстве. За настроениями, царящими в общественно-политической жизни Украины, наблюдал корреспондент “За рубежом” Вадим Довнар.

Всего месяц не дожил депутатский корпус предыдущего состава Верховной Рады (ВР) до годовщины начала Евромайдана. Хотя многие члены ушедшей ВР посыпали голову пеплом, каясь в былом сотрудничестве с режимом Виктора Януковича, мандаты сдавать никто не стал. При этом вплоть до последнего месяца своей жизни старый депутатский корпус торпедировал ключевые реформы правительства, касающиеся люстрации и борьбы с коррупцией. И лишь после того, как Петр Порошенко назначил своим указом внеочередные выборы, а у здания ВР запылали «предупредительные” покрышки, озабоченные своей дальнейшей участью парламентарии приняли несколько важных законов.

Среди них, впрочем, не было законов, серьезно меняющих избирательную систему, которая вызывала немало нареканий до свержения предыдущего президента. Но в сохранении статус-кво были заинтересованы все стороны.

В соответствии с существующими на Украине нормами избиратель голосует за партийные списки и за списки кандидатов по мажоритарным округам, а состав Рады формируется пропорционально. При этом, голосуя за партию, избиратель не знает, какие «коты” спрятаны в ее мешке. Многие в стране убеждены, что каждая властная позиция имеет свою цену. Как иначе объяснить тот факт, что в составе Блока Петра Порошенко (неожиданно занявшего на выборах лишь второе место) помимо авторитетных фигур вроде лидера крымских татар Мустафы Джемилева и врача Майдана Ольги Богомолец в Раду попали не только сын и кумовья президента, но и бывшие регионалы-перебежчики, представители крупного бизнеса.

Любопытно, что принятый в ходе избирательной кампании долгожданный закон о люстрации был написан таким образом, что запрет занимать в течение десяти лет государственные должности не касается ни самого Порошенко, побывавшего министром в нескольких предыдущих правительствах, ни ряда иных ключевых персон нынешней политики. Под него не попадают ни экс-премьер Юлия Тимошенко, чья партия во главе с ней, очевидно, намерена выполнять в новом парламенте роль оппозиции,КР ни триумфатор выборов Арсений Яценюк, побывавший ранее главой Нацбанка, а ныне заведший в Раду еще одну провластную колонну — «Народный фронт”. Ни бывший министр внутренних дел Юрий Луценко, отсидевший при Януковиче два года в колонии по сфабрикованному делу, а ныне возглавляющий президентскую партию. Заметим, что вопреки предвыборному лозунгу Порошенко «Время объединяться”, ни о каком единстве демократов и речи нет. Более того, представляется, что единство даже «порошенковцев» и «фронтовцев” весьма условно и будет зависеть от предстоящих кадровых решений в целом и от того, останется ли Арсений Петрович главой кабинета министров в частности. Многие наблюдатели уже видят основания для сравнения нынешней ситуации с 2005 годом, когда соратники по Майдану, переругавшись между собой, не реформируя страну, вернули к политической жизни казалось бы мертвую Партию регионов, лидер которой Виктор Янукович сперва стал премьер-министром, а потом, в 2010-м, возглавил страну.

Конечно, история не повторяется так уж буквально. Тем более что нынешняя ситуация куда серьезнее, а помимо внутренних угроз есть очень опасные внешние. Однако свидетельств того, что сложившаяся за два десятилетия система государственного устройства Украины меняется слишком медленно, предостаточно. Да, в Раде больше нет Компартии Украины. Да, представители бывшей партии власти, объединившиеся в Оппозиционный блок и прошедшие в парламент, вряд ли смогут серьезно влиять на законотворческую деятельность. Да, чрезвычайно велик в обществе и запрос на новые лица в политике. Но все-таки сохраняется ощущение, что оставшиеся в обойме опытные игроки умело «разводят” не так уж сильно изменившийся после революции народ.

Упомянутый общественный запрос привел к тому, что в политику пошли известные журналисты, участники боевых действий, гражданские активисты и активисты Майдана. Они были в каждом из списков. К этому походу, заметим, в обществе отношение двойственное. С одной стороны, есть надежда на обновление Рады за счет порядочных людей, пусть и не профессионалов законотворчества. С другой — велико опасение, что популярных в народе персон политики старой формации просто будут использовать в своих целях. В этом плане очень показательным представляется список выдвиженцев от того же Блока Петра Порошенко. В нем было 30 экс-депутатов, 10 чиновников, четыре журналиста, один военный, 23 бизнесмена.

Не стало сюрпризом поражение на выборах праворадикальных партий «Свобода” и «Правый сектор” (ПС). Даже та часть украинцев, что симпатизирует этим политическим формациям, допускать их к рычагам управления государством все же побаивается. Впрочем, такие фигуры, как лидер ПС Дмитрий Ярош и командир батальона «Азов” Андрей Билецкий, прошли в Раду по одномандатным округам.

К сожалению, прошедшие выборы показали, что страсть некоторых граждан к клоунаде и нежелание разбираться в сути слов и поступков того или иного политика никуда не исчезли. Ничем иным впечатляющий результат — пятое место — Радикальной партии (РП) Олега Ляшко объяснить невозможно. Этот персонаж знаменит своими эксцентричными выходками: ел землю в Верховной Раде, приходил на эфиры с вилами, громко кричал с трибуны на Майдане во время революции, якобы неоднократно ездил в зону АТО и лично допрашивал там сепаратистов. Олигарх Игорь Коломойский, ныне занимающий пост главы Днепропетровской области, запустил на своем телеканале “1+1” кампанию по дискредитации Ляшко, которая, конечно, серьезно снизила рейтинг РП, но, как видим, в парламент ей пройти не помешала.

Третье место партии «Самопомощь” во главе с мэром Львова Андреем Садовым переоценивать не стоит. Широким массам кроме лидера и первой пятерки списка почти никто неизвестен — партия состоит в основном из региональных гражданских активистов, а не политических ветеранов. «Самопомощь” втащил в Раду именно Садовый — новое лицо в большой политике, ни в чем предосудительном не замеченное, человек обаятельный, умный, с поставленной речью. Но при этом, что характерно, сам мэр в парламент как раз и не идет. Вполне возможно, что члены “Самопомощи” в той или иной степени сольются с властью, потеряв собственное лицо, и к следующим выборам партия как бренд исчезнет.

Как бы то ни было, уже сейчас можно сказать, что в избранном парламенте не будет никакой «партии мира”. Как минимум в ближайшее время. Минские договоренности у многих в Киеве вызвали бурю возмущения: дескать, власть “сливает” Донбасс и амнистирует тех, кто убивал наших военных и терроризировал население. Президент, которого по инерции все еще поддерживает подавляющее большинство граждан, услышал это негодование и стал оправдываться, мол, меня неправильно поняли: никакого особого статуса не будет, убийцы, грабители и насильники понесут заслуженное наказание, а финансироваться из бюджета будут только те территории, над которыми висят наши флаги.

Между позициями прошедших в Раду партий расхождения разве что стилистические. Дискурс примерно такой: мы за мир, но на нас напали, родину необходимо защищать, Крым наш, Россия остановится только там, где ее заставят остановиться. Выходит, война до победного конца. Порошенко на президентские выборы, напомним, шел с обещанием не только освободить Донбасс, но и вернуть Украине Крым. Невыполнение этого обещания (а пока, скажем прямо, не видно, как он собирается его выполнять) может обойтись ему очень дорого.

Есть серьезные сомнения в том, что избранная Рада в нынешнем составе проживет отпущенный ей пятилетний срок. Слишком велико недоверие народа к любым представителям любой власти, слишком велико напряжение в обществе по поводу ухудшающейся экономической ситуации, слишком популярен тезис о необходимости новой революции с целью полного очищения «верхов», да и поток гробов с востока страны стабилизации обстановки не способствует. Любой коррупционный скандал, ошибочное назначение, иное неоднозначное решение может стать искрой, от которой возгорится пожар, потушить который можно будет только посредством введения военной диктатуры. И тогда на европейских чаяниях украинцев можно будет окончательно поставить крест.

Текст: Вадим Довнар