Пропавшие без вести

Пропавшие без вести

02.12.2014 18:47
4305
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

С утра до вечера по всему городу выли сирены проносящихся полицейских и медицинских машин.Президент Энрике Пенья Ньето пообещал разогнать демонстрацию силой при малейшем намеке на беспорядки. Еще бы: одним из основных требований демонстрантов была «денунсия», то есть отставка президента. 

Моя подруга из-за беспорядков не смогла попасть на срочную консультацию к врачу, закрыты были магазины и офисы центральной части города, блокирован проезд к аэропорту, и некоторым авиакомпаниям пришлось срочно корректировать расписание полетов. Что уж и говорить о том, как мало учеников дошли даже до тех школ, где занятия официально не были отменены.

Предыстория такова: 26 сентября этого года в мексиканском штате Герреро прошла забастовка учителей, основным требованием которых было предоставить больше прав в последующем трудоустройстве тем студентам педагогических училищ, родители которых работают преподавателями. В Мексике их называют «нормалистами» (по названию типа школ, где они обучаются, – «нормаль»). Демонстрация носила исключительно мирный и локальный характер. Однако власти приказали задержать наиболее активных манифестантов. «На нас открыли охоту, как на собак, – рассказал один из укрывшихся от расправы участников акции. – За нами гнались на больших машинах, отлавливали и запихивали в клетки всех, кто не успел убежать». Судьба задержанных до сих пор неизвестна: 43 студента числятся пропавшими без вести. А президент как будто и не собирался проводить никакого официального расследования, более того, в течение 10 дней ни одно крупное мексиканское СМИ не сказало об этом инциденте ни слова.

Кто отдал приказ об охоте на студентов, не установлено. Предполагают, что это сделал Франсиско Сальгадо Вайадарес – директор комитета по общественной безопасности муниципалитета Игуала.

В ходе неофициального расследования выяснилось, что одна из частных видеокамер, установленных в округе полицейского участка Айотсинапы, зафиксировала машины, вывозившие молодых людей из участка в неизвестном направлении. Машины принадлежали бандитской группировке «Объединенные воины». Вскоре в окрестностях Айотсинапы были найдены 28 трупов молодых людей. Опознать их не удалось, и пока неясно, принадлежали они схваченным 26 сентября студентам-нормалистам или нет. Но затем сам Франсиско Вайдарес признал, что ему было известно, что «похищение» молодых людей из полицейского участка и расправа над ними была организована по указу главы «Объединенных воинов» по кличке Чаки. Власти, начав, наконец, официальное расследование в штате Герреро, установили, что из 26 задержанных полицейских, предположительно причастных к расправе, 22 являются членами преступных группировок.

Всю последнюю неделю город кипел, и небольшие – в пару-тройку тысяч участников – группы проходили по Эль Пасео дэ Ла Реформа, скандируя: «Хотим видеть своих товарищей живыми!», «Пусть наша битва за свободу и за правду будет последней битвой в этой стране!» и требуя отставки Пенья Ньето. Но главные акции были назначены на День Мексиканской Революции – 20 ноября.

Праздничную демонстрацию и парад в честь Дня Революции власти страны, опасаясь массовых народных волнений, отменили. Но даже под угрозой силовой расправы на улицы вышли тысячи и тысячи демонстрантов, по большей части – студентов и преподавателей вузов. Среди них находились и родственники пропавших сорока трех студентов из Айотсинапы в штате Герреро, а также их друзья и сокурсники.

Демонстранты собирались в городе у Ангела Независимости – монумента, ставшего легендарным символом города Мехико. Их проход по крупным улицам города был хорошо организован, и вся демонстрация носила сначала мирный характер. Марширующие двигались к Площади Конституции, в народе называемой «Эль Сокало», где развевается гигантский стяг Мексики и находятся главные правительственные здания страны. Там был устроен митинг, длившийся до восьми часов вечера. Все хотели выступить: прибывшие из Герреро преподаватели и студенты, матери пропавших и преподаватели университетов и крупных учебных организаций страны.

Неудивительно, что небольшая демонстрация с требованиями сугубо экономического характера в итоге выросла в гигантское политическое движение, поддерживаемое латиноамериканцами в других странах: 150 городов в Мексике, США и по всей планете приняли участие в Дне всемирной поддержки Айотсинапы.

После окончания официального митинга под покровом ночи на «Эль Сокало капитолино» прибыли группы анархистов, и на главной площади и на прилегающих к ней улицах почти три часа продолжались их столкновения с полицией. «К 11 часам вечера Площадь

Конституции была полностью очищена от агрессивных элементов», – сообщил потом первый канал телевидения Мексики.
Хотя президент не осмелился предстать перед народом в этот день, небольшой военный парад при его участии все-таки состоялся – на так называемом «Старом полигоне», где он произнес речь перед мексиканской военной верхушкой, призывая их к верности родине и всесторонней поддержке правительству. Президент упомянул, что будет стоять за справедливость. Остается только надеяться, что его понимание этого слова совпадает с народным.

Текст: Екатерина Кульганек