Сторонники воспитания патриотизма настаивают на введении единой программы и учебника, а желающие привить детям любовь к чтению исходят из того, что последнее возможно только при свободе выбора книг и дидактических материалов учителем. Как человека, профессионально связанного с образованием, меня удивляет отсутствие в обсуждении столь важной темы одного аспекта – оценки преподавания с точки зрения практического применения знаний, полученных в школе, в дальнейшей жизни выпускников.
В Нидерландах, как и в остальных европейских странах, перед средним образованием стоят две основные задачи: во-первых, подготовить образованных граждан, без которых ни одна страна мира не может решить современные социально-экономические проблемы; во-вторых, сократить число безработных и другие групп риска, на которые тратятся огромные бюджетные средства (для этого как можно большее число детей должно успешно окончить школу, не бросая ее без аттестата).
Еще в 2009 г. страны Евросоюза поставили перед собой цель, чтобы к 2020 году 90% населения в возрасте от 18 до 24 лет имело аттестат о среднем образовании и 40% населения в возрасте от 30 до 34 лет — диплом о высшем образовании. На реализацию задуманного и направлены различные реформы среднего образования, в том числе и в Нидерландах. Они обычно разрабатываются на основе психологических теорий (как мотивировать детей учиться?), но формы их воплощения в жизнь определяются политическими предпочтениями и экономической эффективностью. Основные решения обычно принимаются по следующим параметрам: совместное или раздельное обучение различных групп (здоровых детей и инвалидов, способных и отстающих, местных жителей и мигрантов и т. д.); степень индивидуального подхода и использования экспериментальных методик и, наконец, способы и частота тестирования, а также варианты использования результатов этого тестирования (составление рейтингов школ, их финансирование, отбор детей). Выбор, который делает страна по этим параметрам, и формирует окончательный вид школы.
Все вышесказанное относится к форме обучения. Что касается содержания, то есть, самих школьных предметов, все европейские страны единодушно делают акцент на математике, естественно-научных дисциплинах и улучшении навыков чтения. При этом особое внимание уделяется аспектам, которые важны в реальной жизни. Тот, кто в 15 лет может подсчитать собственные ежемесячные расходы, починить кран и разобраться в требованиях при приеме на работу, вряд ли пополнит ряды безработных.
Наверное, вам кажется странным, что я до сих пор не перешла к предмету статьи, а именно к литературе. Дело в том, что во всех этих реформах художественная литература – дело десятое. Компетенции в этой области в Нидерландах централизованно не тестируются. Единственное требование со стороны государства – за время обучения каждый школьник должен прочитать от 8 до 12 художественных произведений (точное количество определяется типом школы), написанных на нидерландском языке, и написать сочинение по каждому из них. Как преподавать этот предмет и какие требования предъявлять к сочинениям, решается на уровне школы. При этом патриотическая составляющая отсутствует полностью, а воспитательная сводится к формированию критического отношения к прочитанному. Последнее еще ярче проявляется в том, что на централизованном экзамене по нидерландскому языку проверяется, насколько школьники могут проанализировать текст (обычно публицистический) с точки зрения целей автора и использованных им схем аргументации. Как объяснил мне один из преподавателей нидерландского языка, основная задача, которую он перед собой ставит – научить детей понимать, когда ими манипулируют, в какой бы форме это ни происходило. Это главное, а стилистическому анализу и приемам литературной критики тех, кому это понадобится в профессиональной жизни, научат уже в университете.
Обучая в голландских вузах будущих инженеров и менеджеров деловой коммуникации на английском языке, я постоянно имела дело с «продуктом», который поставляли средние школы. Что я могу сказать? Как филологу и автору нескольких сотен рецензий на англоязычные романы мне иногда хотелось плакать, потому что большинство моих студентов со школы не брали в руки ни одной художественной книги ни на каком языке. Однако как их преподаватель и руководитель дипломных проектов я не сильно из-за этого страдала: большинство ребят легко справлялись с проработкой источников, синтезом и анализом полученной информации и могли четко формулировать свои мысли. Многие из них в свободное время читали специальную литературу и на голландском, и на английском языках и были в курсе всех профессиональных новостей.
Голландский вариант образования далек от идеала. Но все же не стоит ли, прежде чем спорить о необходимости прочтения каждым школьником «Героя нашего времени», определиться с задачами, стоящими перед средней школой в стране, где уровень жизни (по данным Economist Intelligence Unit за 2013 год) лишь немного выше, чем в Кении и Нигерии?
Текст: Анна Прийдак