Канны: праздник мужчин

Канны: праздник мужчин

31.05.2012 16:24
3653
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Самым неожиданным в первый же его день стало появление на набережной Круазетт «диктатора» — британского комика Саши Барона Коэна в гриме и костюме а-ля Каддафи, верхом на верблюде и в сопровождении вооруженных «девственниц». В другие дни тоже развлекались с фантазией: кто-то разъезжал в открытом автомобиле в маске Фантомаса, а кто-то шокировал зевак костюмом монашки на брутальном мужском теле.

Лицом нынешнего фестиваля стала Мэрилин Монро. Повод, правда, несколько странный: 50 лет с того момента, когда она решила уйти из жизни. По городу во множестве развесили гигантские портреты актрисы, а в ближайшем к фестивальному дворцу супермаркете выставили манекен, в общих чертах напоминающий Мэрилин. У ног был установлен не всегда работавший вентилятор, но уж если он включался, то можно было лицезреть фирменный образ Монро в развевающемся платье. Кстати, при жизни она никогда не бывала в Канне.

Почти весь фестиваль стояли хмурые, дождливые дни. Красную дорожку изрядно подмочило, но актрисы упорно появлялись на ней во всем блеске. Кое-кто из них даже безбоязненно вставал на колени перед классиком французского кино Аленом Рене. Публика же сменила парадные одежды на более демократичные, не стесняясь, прямо в зале сушила намокшие носки и обувь, ходила босиком. Темнокожие продавцы развернули бойкую торговлю зонтиками, причем цены на них возрастали в зависимости от метеоусловий.

В основном конкурсе участвовало 22 картины. Среди режиссеров – ни одного дебютанта и ни одной женщины. Это настолько возбудило французских феминисток, что они написали открытое письмо в газету Lе Monde.

Жюри под руководством итальянского режиссера Нанни Моретти присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Любовь» австрийского режиссера Михаэля Ханеке, уже имевшего подобную награду за «Белую ленту» и Гран-при за «Пианистку».

«Любовь» — история трагического финала пожилых супругов, своеобразная реконструкция ухода в мир иной со всеми физиологическими подробностями. Муж ухаживает за парализованной женой, в какой-то момент не выдерживает свалившегося на него груза и поступает так, как, наверное, и сам не ожидал. Жан-Луи Трентиньян, в расчете на которого написан сценарий, не снимался 14 лет и заверил всех в Канне, что больше в кино работать не намерен, а исключение сделал только для «великого Ханеке». В день показа картины множество пожилых людей стояли у фестивального дворца с табличками с указанием фильма. В другие дни начиная с семи утра и до полуночи «стреляла» лишний билетик в основном молодежь. Кто-то приезжает на фестиваль, не имея аккредитации, стоит в течение дня с табличками и почти всегда попадает на интересующий фильм. Одна наша соотечественница из Казани таким образом пересмотрела всю конкурсную программу.

За режиссуру премирован мексиканский режиссер Карлос Рейгадас, снявший картину «После мрака свет». И это самое неожиданное решение жюри. Притом, что Рейгадас – талантливейший режиссер, снимавший поразительное метафизическое кино, ничего общего не имеющее с тем путаным и не считываемым даже ярыми своими поклонниками нынешним опусом.

Румынский режиссер Кристиан Мунджиу, имеющий «Золотую пальмовую ветвь» 60-го Каннского фестиваля за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получил награду за сценарий картины «За холмами». А исполнительницы главных ролей Космина Стратан и Кристиана Флутур отмечены «Пальмовой ветвью» за лучшую женскую роль. Это их первые работы в кино, причем Космина — даже не актриса, а журналист и телерепортер. Ее героиня уходит в монастырь, куда к ней и приезжает из Германии подруга. Там она будет подвергнута насилию, процедуре изгнания дьявола и умрет. Сценарий основан на реальной истории, получившей огласку в Румынии.

Картина «Охота» датского режиссера Томаса Винтерберга тоже опирается на газетные публикации о сексуальном насилии в отношении детей. Исполнитель главной роли Мэдс Миккельсен получил награду за лучшую мужскую роль, сыграв учителя, ставшего благодаря буйным фантазиям маленькой Клары педофилом. У зрителя возникает цепная реакция подозрений по поводу того, кто спровоцировал «видения» девочки – ее отец, брат. В зону риска могут попасть невинные люди, если их оговорят. Миккельсен — отличный артист, но он смотрится лицедеем на фоне других исполнителей, словно выхваченных из гущи жизни.

Гран-при жюри присудили эффектной итальянской картине «Реалити» Маттео Гарроне, рассказывающей о продавце рыбы, который, как и многие люди вокруг, подсел на всякого рода телешоу до такой степени, что потерял интерес к реальной жизни. Но награда тут скорее комплимент своей стране со стороны председателя жюри.

Сумасшедший и сумрачный фильм снял после долгого молчания французский режиссер Лео Каракс. Картину «Божественные моторы» он посвятил своей жене, актрисе Екатерине Голубевой, в прошлом году ушедшей из жизни. «Катя, тебе» — написано в титрах на русском языке. Как и следовало ожидать, Нанни Моретти не оценил этот странный фильм, абсолютно не вписывающийся в его систему координат. Он любит трагические истории, но не зловеще-смешные, а сентиментальные. Был обойден вниманием и еще один любопытный фильм «Рай: любовь» знаменитого австрийца Ульриха Зайдля о закате Европы, выразившимся в путешествии немолодых и толстых белых женщин в Кению в поисках платной любви молодых африканцев.

Картина Сергея Лозницы «В тумане» отмечена призом Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Уроженец Белоруссии, выросший в Киеве, Сергей учился режиссуре в Москве, работал в Санкт-Петербурге. Он уже участвовал в каннском конкурсе с фильмом «Счастье мое». Сейчас режиссер живет в Германии, которая и профинансировала его работу, снятую по повести Василя Быкова. В создании картины приняла скромное участие и Россия.

В конкурсе студенческих работ «Синефондасьон» победила короткометражка «Дорога на» ученицы Алексея Учителя Таисии Игуменцевой. Эту дипломную работу без энтузиазма приняли преподаватели ВГИКа из-за прозвучавшей с экрана нецензурной лексики. Вчерашняя студентка отправила свой фильм на рассмотрение селекционной комиссии Канна, пропустив все положенные сроки подачи фильмов на конкурс, однако была к нему допущена. Интересно, что снимавшемуся у Таисии Игуменцевой актеру Сергею Аброскину не дали визу, и он не смог приехать в Канн.

 65-летие фестиваля отметили праздничным ужином для избранных и показом юбилейного фильма, представляли который 17 режиссеров: Нанни Моретти, Аббас Киаростами, Кен Лоуч, братья Дарденн, Клод Лелуш, Дэвид Кроненберг, Андрей Кончаловский и даже недавний затворник Роман Полански. В Канне понимают толк в настоящем кино, ценят его прошлое, так что подобные мероприятия проходят очень тепло и трогательно. Разве что из зала кто-то выкрикнул «Да здравствует женщина!», вновь напомнив о том, что и в день юбилея на сцене не было ни одной представительницы слабого пола.

Выбор «За рубежом»: фильмы Каннского фестиваля, которые стоит посмотреть

1.»Любовь» Михаэля Ханеке

2. «Охота» Томаса Винтерберга

3. «За холмами» Кристиана Мунджиу

4. «Божественные моторы» Лео Каракса

5. «Рай: любовь» Ульриха Зайдля