В марте 2013 года Си Цзиньпин станет еще и председателем КНР, и, если не произойдет ничего экстраординарного, именно этот человек в течение десяти лет будет определять политику одной из двух сверхдержав мира. Вот почему к XVIII — разумеется, «историческому» — съезду компартии Китая, на котором состав Политбюро обновился наполовину, было приковано внимание ведущих мировых СМИ и аналитиков.
В биографии Си Цзиньпина есть примечательный момент. Он сын китайского революционера, принадлежащего к первому поколению руководителей КНР, яркий представитель клана «принцев», которым родство с великими помогало продвигаться по карьерной лестнице. Но везло ему не всегда и не во всем: во времена культурной революции отец Си был репрессирован и на долгие годы заключен в тюрьму, а сам будущий лидер страны отправлен в глухую деревню на трудовое перевоспитание. Спустя несколько лет власть ослабила гайки, и перевоспитание детей репрессированных партбоссов сочли законченным. Си вступил в КПК и начал восхождение на вершину власти, но воспоминания о том, каково это — жить в нищете, остались с ним на всю жизнь.
Имя Си Цзиньпина называли среди вероятных преемников Ху Цзиньтао еще с середины 2000-х годов, однако гарантированным его избрание, безусловно, не было. В компартии Китая постоянно идет борьба кланов, которая время от времени выливается в чистку рядов. Последний показательный пример — дело Бо Силая, бывшего секретаря Чунцинского горкома, члена Политбюро, одного из самых перспективных партийцев высшего звена. Расследование, начавшееся после того, как заместитель товарища Бо попытался попросить убежища в диппредставительстве США, привело к неожиданному результату: выяснилось, что жена секретаря горкома Гу Кайлай отравила своего партнера по бизнесу, британца Нила Хейвуда. Сам Бо Силай к этому убийству, очевидно, непричастен, однако Центральная комиссия по проверке дисциплины уже «навесила» на него и взятки, и злоупотребление служебным положением, и прочие грехи. Товарищ — теперь уже, видимо, гражданин — Бо был не только лишен всех постов, но и исключен из компартии. Судьба его жены куда печальнее: она приговорена к смертной казни с отсрочкой на два года.
Си Цзиньпин на этом фоне, как отмечают наблюдатели, выглядит непримиримым и незапятнанным (на сегодняшний день) борцом с коррупцией. Чисто внешне его выступление на историческом XVIII съезде Компартии выглядело чуть более «либеральным», чем выступления остальных членов Политбюро, что позволило аналитикам сделать предположения о грядущих переменах в системе. Впрочем, это не более чем предположения. Официальный же сигнал из Пекина таков: к 2049 году (году столетия КНР) под руководством КПК Китай должен стать процветающим социалистическим государством, в котором полностью искоренена коррупция.
Текст: Владимир Семенов